Представители ТОО «Рудненская ЭнергоКомпания» на публичных слушаниях рассказали о том, по какой причине они попросили повышения тарифа на электроэнергию.
У присутствующих на слушаниях к компании было много вопросов. К сожалению, ответов на них не услышали. И вообще, было ощущение, что это было постановочное мероприятие.
Как обычно все началось с отчета.
ТОО «Рудненская ЭнергоКомпания» снабжает электроэнергией город Рудный и поселок Качар. Как сообщила и.о. заместителя директора по экономике ТОО «Рудненская ЭнергоКомпания» Ирина Турлыбекова организация поставляет энергию 49 тыс. 731 потребителям. Представьте себе, на таких серьезных мероприятиях выступает даже не глава компании, не учредитель а всего лишь «и.о». зам. директора». Сам доклад, был краткий, занял 5 минут. Представителю антимонопольного комитета и корреспонденту «Костанай -Агро» пришлось задавать вопросы для раскрытия сути слушаний. О каком уважении к потребителям в данном случае можно вести речь? То есть к тем, к кому «физическим лицам в Рудном 44 тыс 88, а юридическим 1 тыс.199, в поселке Качар физическим лицам 4 тыс. 324 и 123 юридическим».
– 6 марта мы уже собирались на публичных слушаниях по поводу изменения тарифа с 1 апреля и надеялись, что с ним будем работать до конца этого года, – отметила Ирина Турлыбекова. – Но в связи с приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 243, предельные тарифы на электрическую энергию увеличились с 1 июля у всех электростанций по Казахстану. Конкретно у АО «ИЭК», где покупает электрическую энергию ТОО «РЭК» цена покупки выросла с 4,5 тенге за киловатт/час до 5,55 тенге за киловатт/час. Рост составил 1,5 тенге за киловатт/час или 23,33%. Кроме того, в связи с пандемией произошло снижение объемов оказываемых услуг в этом году со 148 млн 300 тыс. киловатт/часов, которые были заложены в договорах энергопроизводящими организациями до 146 млн киловатт/часов. Юридические лица, осуществляющие торговлю обслуживания населения спортивные клубы все бюджетные организации и многие другие учреждения города приостанавливали свою деятельность и до сих пор работают не в полную силу.
Также по словам Ирины Турлыбековой, планируется и небольшое изменение в снабженческой надбавке согласно фактических расходов за 2020 год. Тем самым предприятие планирует увеличить собственные затраты в тарифе под шумок, что ляжет дополнительной нагрузкой на плечи потребителей.
– Все это привело к увеличению цены на электроснабжения для потребителей ТОО «РЭК», – сообщила она. – Среднеотпускная цена на электроснабжение планирует в размере 16,59 тенге за киловатт/час (без НДС). Это больше на 1,1 тенге киловатт/час (без НДС) и на 7% по сравнению с ране утвержденной величиной, которая составляла 15,49 теге за киловатт/час.
Так с 1 сентября планируется введение следующих уровней дифференцированных тарифов для потребителей ТОО «РЭК»: отпускной тариф для физических лиц будет составлять 16,4 тенге за киловатт/час, ранее он был 15,28 за киловатт/час, для юридический лиц 18,58 тенге за киловатт/час (с НДС), ранее он был 16,92 тенге за киловатт/час, для бюджетных организаций 32,68 за киловатт/час, ранее был 29,78 за киловатт/час.
– Планируется увеличение на 9%, у физических лиц на 5%, – сказала Ирина Турлыбекова. – Хотелось бы отметить, что все изменения тарифов ТОО «РЭК» зависели в первую очередь от цены покупки электроэнергии у энергопроизводящих организаций.
В завершении слушания у общественности была возможность задать интересующие вопросы представителям ТОО «РЭК».
– Какое количество потребителей у компании в разрезе юридических и физических лиц? Есть ли спад объема продаж электроэнергии в текущем году из-за ЧП? На сайте энергоснабжающей компании отсутствует обязательная к публикации финансовая отчетность предприятия, также нет справочной информации о количестве потребителей и их объемах потребления. Прошу антимонопольному комитету обратить на данное нарушение внимание. Что касается публикации финансовой отчетности в газете, на которые ссылается предприятие, надо искать в подшивках, да и без пояснений это сложная информация для потребителей.
– Ваш учредитель Маххабат Жутаев является председателем Костанайского областного филиала ДПК «Ақжол», в настоящее время выдвинул свою кандидатуру в члены Регионального совета Палаты предпринимателей по Костанайской области. Что ожидает предприятие? Какие могут быть преференции для компании? Увеличится ли количество потребителей юридических лиц?
– Ожидаем, что будет фильтрация каких-то законов, что он будет смотреть и объективно оценивать законодательную базу.
Однако, на многие вопросы ответов так и не прозвучало или ответы были невнятными. Остался без ответа и вопрос о том, что согласно общедоступной информации по итогам 2019 года налоговые отчисления предприятия выросли в два раза по сравнению с 2018 годом. С чем это связано: вы получили сверхприбыль за счет завышения тарифа в 2019 году?
Нет ответа.
Повторимся еще раз, ощущение, что слушания во время пандемии были проведены для проформы. Видеотрансляция слушаний в ZOOM оборвалась на 40 минуте, и не было возможности повторно подключится и дослушать до конца. Люди на грани, пока остальные коммунальные предприятия снижают тарифы, предлагают отсрочки по платежам, сидят без зарплаты, другие пытаются поймать рыбу в мутной воде. И все это делается по-тихому. Интересно, почему не было представителей партии «Акжол» и других общественных организаций в публичных слушаниях, а где позиция официальных органов? А где СМИ? Компания, которая по определекнию должна быть открытой на самом деле «закрытая». Хотя в ее учредителях значатся «общественные деятели». На благо чего общества они работают? Почему не исполняются требования правительства по прозрачности тарифа и обязательного освещения деятельности коммунальных предприятий путем предоставления разъяснения, интервью в СМИ.
Слушания прошли. Вопросы остались.