Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Здравоохранение. Поможет ли медиация

5 августа 2019 11:49 • 556 просмотров

Медиация в системе здравоохранения. Нужна ли она? Этот вопрос обсуждает давно. Но сегодня и заграничные, и казахстанские эксперты сходятся в одном мнении. Не просто нужна. Медиация здравоохранению необходима.

Напомним, что у казахстанцев возможность решать споры, не доводя дело до суда, появилась еще в 2011 году, когда был подписан Закон РК «О медиации». Казахстанские эксперты, ссылаясь на международную практику по разбору жалоб со стороны пациентов на качество оказываемых медицинских услуг говорят, что механизмы медиации являются наиболее перспективными.

– Развитие медиации в здравоохранении очень важно, поскольку часто пациент, обращаясь к услугам врача или медицинской организации, заранее настроен на то, что в любом случае он – пострадавшая сторона, имеющая безусловное право на возмещение вреда, и только суд способен защитить его интересы, – отметил президент ОФ «Ассоциация Медиаторов Костанайской области» Сергей Богатырев. – В такой ситуации может помочь медиация. Наши люди по привычке обращаются в суд или пишут нескончаемые жалобы в органы здравоохранения, пытаясь доказать, что им была оказана некачественная медицинская помощь. При этом всю ответственность за свои запущенные болезни обычно тоже пытаются возложить на врачей, обвиняя их в непрофессионализме. Но надо понимать, что врач – не волшебник, бывают ситуации, когда он не в силах помочь. Например, больной пришел в клинику слишком поздно, когда к его основной болезни уже присоединились осложнения, которые подорвали иммунную систему. Да, врач может назначить дорогостоящие препараты, но организм уже не может со всем этим справиться.

По словам Сергея Богатырева, говоря о медиации в системе здравоохранения, необходимо понимать, что это особая отрасль. Здесь не обойтись без знаний юриспруденции, психологии и медицины.

– Мы же с вами понимаем, что по узкопрофильным проблемам мы не можем привлечь медиатора, который знаком лишь с основами медицинских знаний, должен быть профессионал своего дела – эксперт, – подчеркнул Сергей Богатырев. – Сейчас в Казахстане озвучили инициативу создать центр подготовки медиаторов здравоохранения. Я считаю, что такую инициативу надо поддерживать. Следует отметить, что сейчас в медицине не хватает квалифицированных конфликтологов-медиаторов. При этом не стоит думать, что медиатор сразу будет на стороне врача. Это не так. Медиатор – это независимая сторона. Допустим, обратится к нему какая-то клиника с просьбой разрешить спор с пациентом. Несмотря на то, что заказчиком процедуры медиации будет юридическое лицо, медиатор сразу предупреждает, что, при изучении дела, спор может решиться не в пользу медорганизации. Также и при обращении недовольных пациентов сразу нужно предупреждать, что дело будет изучаться досконально. И если вины клиники нет, то спор уже будет решаться по-другому. Мы не говорим, что врачи всегда правы, – в их работе тоже случаются ошибки, но если медики сделали все правильно, а их обвиняют несправедливо – то они тоже нуждаются в защите.

Сейчас «Ассоциация Медиаторов Костанайской области» реализует крупный социальный проект в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Проект называется «Применение института медиации для разрешения социальных вопросов и сохранения стабильности и согласия в обществе» и реализуется в четырех областях: Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской. В ходе реализации во всех регионах обсуждается вопрос использования медиации в системе здравоохранения. И пациенты, и медики говорят об актуальности данного вопроса. По их мнению, необходимо открытие кабинетов медиации в медучреждениях, наличие медиативных навыков у врачей, медицинского персонала и администрации. Все это поможет оперативно разрешать разногласия и возникающие споры, в процессе оказания медицинской помощи гражданам.

Кристина Герасимова