Кто может помочь начинающему предпринимателю или общественному деятелю в начале его карьерного пути? Кто расскажет, как лучше всего поступить, и предупредит о возможных ошибках? Ментор. Кто это и как развивается институт менторства в Костанайской области, рассказала председатель ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy» Руслана БРОВЧЕНКО.
– Руслана Витальевна, расскажите, что такое менторство? Этот институт новый для нашего региона.
– По сути, ментор – это наставник. Каждому молодому человеку нужен свой ментор. В последние годы менторство развивается в Казахстане. Стартаперы все чаще находят себе менторов – людей с личным опытом, которые уберегут своего менти от главной ошибки-статистики неудачных проектов, помогут преобразовать идею в бизнес-план. Цель менторства – помочь подопечным добиться успеха. Менторство – это тот инструмент, который позволяет профессионалам из различных сфер деятельности поделиться знаниями с молодежью. У каждого из нас в жизни был свой ментор. Это могли быть родные и близкие, соседи, коллеги по работе, друзья. Ментором интуитивно могут быть многие, но когда у тебя есть апробированные методики, когда ты владеешь эффективными техниками наставничества, то работа со своим менти по достижению его цели становится более системной. Институт менторства в Казахстане находится на ранней стадии развития.
– А где учат быть ментором? Как понять суть его работы?
– Я уже говорила, что своего рода ментором может быть каждый – родители, старший товарищ, коллега, но к работе надо иметь системный подход и свои «рабочие инструменты». В середине июля, например, в Нур-Султане прошел интенсивный четырехдневный тренинг для менторов. Тренинг был организован в рамках года молодежи Министерством информации и общественного развития, Центром поддержки гражданских инициатив и ОФ «KAZBRANDS». Костанайская делегация была одной из самых многочисленных: предприниматели, руководители, представители НПО. В течение четырех дней сертифицированные тренеры международного масштаба обучали 80 участников из различных уголков нашей страны основным принципам менторства, навыкам тренерской работы, технологиям индивидуального и коллективного коучинга. Тренерский пул был великолепен: Галия Нурбекова, Мадина Белялова, Жанна Ибраева, Гани Абадан и Илья Шмелев ( г. Москва). Мастера и профессионалы.
– Вы так подробно рассказываете о тренинге. Вы были его участником?
– Да. Мне посчастливилось быть участником данного тренинга. Конечно, мне, как председателю общественного фонда, который занимается вопросами в сфере образования, тренинг был очень полезен, потому что мы работаем с молодежью. У нашего фонда – ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy», уже есть личный опыт по менторингу. В течение трех лет мы совместно с областным Управлением образования реализовывали проект «Школа молодого специалиста» (в образовании менторинг – это процесс, где в качестве наставника выступает опытный педагог, который поддерживает и помогает другому педагогу в области профессионального развития). В качестве менторов выступали опытные педагоги, тренеры, которые поддерживали и помогали молодым специалистам в области профессионального развития. Менторы помогали подопечным учителям выстраивать их собственный «репертуар» стратегий и инструментов.
– А какая задача у ментора? Сопровождать проект? Есть ли срок у менторства?
– Задачей процесса менторинга является довести подопечного до такого этапа в профессиональном развитии, в котором он сможет самостоятельно и с полной ответственностью реализовать свои личные планы. Приживется ли менторинг в наших казахстанских школах, коллективах, бизнес-сообществе? Хочется верить. Ясно одно – менторинг может играть очень важную роль в постоянном улучшении профессиональных знаний и навыков, которые нужны для начинающих любое дело и в жизни, и в работе.
Кристина ГЕРАСИМОВА