Земля Амангельдинского и Наурзумского районов хранит память об исторических событиях и выдающихся личностях. Для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей.
Мавзолей Кутана аулие Аталыкулы
Близ села Амантогай Амангельдинского района, недалеко от реки Карынсалды находится мавзолей Кутан-аулие – культовый сакральный объект, являющийся местом поклонения. Мавзолей несколько раз был реконструирован. Потомки святого на месте могильной плиты соорудили в 1977 году кирпичный мазар. В 2008 был построен новый мавзолей. Неподалеку от могилы стоит небольшой домик, где путники могут остановиться на ночлег и поклониться праху усопшего. Родина Кутан аулие – предгорье Улытау. Кутан Аталыкулы (1690 – 1780) происходил из рода найман, в народе его считали «әулие», что означает святой, обладал даром предвидения. Он отличался мудростью, умом и проницательностью. Не случайно народная молва утверждает, что он был членом совета Аблайхана. В Торгайских степях он кочевал со своим аулом. Здесь его и настигла кончина. Существует легенда о том, что перед смертью он завещал, чтобы его тело водрузили на верблюда и там где этот верблюд сделает остановку, предать земле его прах. Сородичи исполнили последнюю волю покойного. Караван долго шел по степи, пока верблюд не припал коленями к земле и остановился на том месте, где ныне находится захоронение Кутан аулие. Даже по истечении почти 230 лет после его смерти, люди продолжают верить в его сверхъестественные силы. К месту захоронения Кутан аулие тянутся паломники с надеждой избавится от хвори.
Мавзолей Сатыбалды ишана Габдоллаулы
Этот культовый сакральный объект, являющийся местом поклонения, находится в Амангельдинском районе, село Амангельды.
Среди наиболее выразительных памятников казахского мемориально-культового зодчества Торгайского региона можно выделить памятник местного значения – двухкупольный мавзолей Сатыбалды ишана Габдоллаулы. Мавзолей сооружен в 1899 году старшим сыном Сатыбалды ишана – Мырза ишаном, расположен на старинном кладбище села Амангельды.
Сатыбалды ишан (1826-1898) был одним из просвещенных богословов своего времени. Практически с детства он стал постигать религиозную науку. Получив благословение своего второго отца Шомака (мальчик с детства остался сиротой), Сатыбалды отправляется в Ташкент. После долгого пути, пережив многие лишения и мытарства, он поступает в медресе, а затем его направляют как прилежного ученика на учебу в Бухару. Учебе он посвятит четырнадцать лет, затем, выдержав экзамен перед членами головного центра – Азиатского мусульманского совета, он, единогласным решением удостаивается почетного звания ишана. Через некоторое время Сатыбалды совершает первое паломничество в мусульманскую святыню – Мекку. К этому времени он уже становится известной личностью, и слава о нем доходит до родных земель – в торгайскую степь. В народе сохранилось много историй, свидетельствующих о его сверхъестественных возможностях, но величие этого человека заключается не только в его божественном даре. На родной земле он учил своих земляков не только основам ислама, но и многим житейским мудростям, которые постиг за долгие годы странствий и жизни на чужбине.
После смерти Сатыбалды стали считать святым человеком. Поклониться могиле святого Сатыбалды ишана Габдоллаулы, попросить его об исцелении более 100 лет шли и продолжают идти люди со всей округи. В мавзолее захоронены также сын Сатыбалды ишана Файзолла и близкий друг Омар Калпе.
Мавзолей Коянак аулие Жолшаракызы
Данный культовый сакральный объект, являющийся местом поклонения, находится в Наурзумском районе, в 18 километрах от сел Шили и Шолаксай, между поселениями Карасу и Копа. Коянак аулие происходила от рода Курай Уак. Ее отец Жолшара и дед Тастемир были также святыми людьми и умели предсказывать судьбоносные события. И этот дар передался от отца Коянак аулие. По народным преданиям Коянак аулие могла управлять силами природы, разгонять тучи, унять разыгравшуюся метель. В одной из легенд говорится о том, как Коянак Жолшаракызы помогла своему жениху Бисары найти к ней дорогу. Когда Бисары вместе с друзьями отправился в аул невесты, чтобы забрать ее, по дороге они заблудились. Долго блуждали они по степи и вдруг увидели большой камень, возле которого была расстелена скатерть с едой. Когда путники насытились, скатерть исчезла на глазах, а за камнем явно виднелась дорога к аулу.
С давних времен считается, что Коянак аулие защищает местных жителей, приносит благосостояние и процветание своему краю. Потомки Коянак аулие построили над ее захоронением современный мавзолей. Этот мавзолей считается святым местом, имеющим целебную силу и с ним связаны многочисленные истории исцеления больных людей. Приезжие люди верят, что молебен у мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесет удачу. Неудивительно, что просьбы людей исполняются, видимо, секрет этого места заключается в том, что здесь человек обретает гармонию души.
Место захоронения Тюркебая аулие Аканулы
Культовый сакральный объект, являющийся местом поклонения, находится в Наурзумском районе, на трассе от районного центра Караменды к селу Уленды. Тюркебай Аканулы (1759 – 1832) в 40 лет стал известным на всю округу святым, особый дар целителя он перенял по наследству от своего отца Акана. Мать Тюркебая аулие была родной сестрой отца Коянак аулие. Как-то раз Жолшара аулие завернул поводья своего коня в сторону аула Акана, чтобы проведать свою сестру Уки. Ее супруг Акан, сидя за дастарханом со своим шурином, подозвал своих сыновей, желая узнать их будущее. Про старшего своего племянника Шегенбая Жолшара сказал, что он будет спокойным, уравновешенным, трюдолюбивым человеком. Погладив по голове семилетнего Тюркебая, Жолшара сказал, что он будет наделен особым даром, имя его будет известно всему казахскому народу. Со временем с ним будут происходить перемены, будьте осторожны. Когда Тюркебай сильно захворал, ему приснился мужчина в белом одеянии. Он с сочувствием смотрел на мальчика, погладил его по голове и развязал ему руки и ноги. Внезапно образ Святого Шолшары исчез, а Тюркебай очнулся совершенно выздоровевшим. С этих пор, наделенный уникальными способностями Тюркебай стал лечить людей.
Как-то к нему обратился его сверстник Жансенгир Жаменкеулы с просьбой узнать что либо о сыне, который еще не возвратился с Бухары. Мать торговца пролила немало слез, тоскуя о сыне. В то время путь торговцев мог продлиться не один год. Тюркебай ата сказал: «Сегодня угостись и заночуй у меня, а завтра будет видно». Наутро за чаем: «Сынок твой здоров, весь скот он продал и купил нужные вещи. Сегодня он приобрел такию, обменяв ее на двух ярочек, только надел на голову, но ветер унес ее, вот и все его потери. Скоро вернется домой». Скоро парень вернулся в аул живым и здоровым.
Характер Тюркебая ата был мягким, он был добрым, общительным, набожным религиознымчеловеком. Никому не отказывал в помощи.
По легендам, перед смертью Тюркебай аулие завещал, что его сила сохранится еще 200 лет. Каждый пришедший к могиле, независимо от вероисповедания, может положить камень к знаку у дороги, либо к могиле святого, попросив его о помощи. В 2017 году рядом с захоронением Тюркебая аулие был построен новый дом для посещения и ночлега паломников.
Кристина
ГЕРАСИМОВА,
фото Георгия ШАПОВАЛОВА