Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 621, 54-81-20, 54-08-30 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Социально важные вопросы, или Какие проблемы обнажились в обществе?

Сегодня неправительственный сектор реализует в социальной сфере очень много проектов. Весомая часть из них касается семьи и детей. И, к сожалению, не только в позитивном аспекте. Профилактика суицидов, недопущение физического насилия в семье, недопущение насилия сексуального, профилактика социального сиротства. О том, какая работа проводится в регионе, рассказала председатель ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy» Руслана БРОВЧЕНКО.

– Руслана Витальевна, ваш фонд работает уже не один год. Очень много проектов социально ориентированных. С чего все начиналось?


– Три года назад мы совместно с областным Управлением образования запустили первый и очень важный проект – «Школа приемных родителей». Это был пилотный проект для нашего региона. Реализовывали мы его на базе Рудненского детского дома. Участниками проекта стали более 20 семей. И сегодня я могу сказать, что семь из них взяли деток из интернатного учреждения. Мы поддерживаем связь с первыми выпускниками нашей школы. Радуемся каждому их новому шагу в воспитании детей, радуемся их успехам уже в роли родителей, что они смогли стать для ребенка настоящей семьей, помогаем, если вдруг нужна поддержка или консультация. В 2018 году наш проект несколько расширился. У нас было психолого-педагогическое сопровождение семей, которые взяли ребенка из детского дома. Мы смогли доказать, что семьям, которые хотят взять ребенка или уже взяли и учатся его воспитывать, дружить с ним, необходима поддержка. Помощь нужна и детям, которые учатся жить по-новому.


– Почему необходима такая помощь? Зачем продолжать сопровождать семьи, которые усыновили/удочерили ребенка?


– Ну, во-первых, вы должны понимать, что в этот момент и родители, и дети переживают новый этап своей жизни. Они учатся быть семьей. Это непросто. Ведь в семейной жизни не все всегда хорошо, бывают и трудности. Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение необходимо. В первую очередь для того, чтобы не было вторичного сиротства (когда родители, не справившись со своей ролью, возвращают ребенка в интернатное учреждение), чтобы дети, воспитанные в особых условиях, не манипулировали взрослыми. По итогам реализации проектов тех двух лет мы понимали, что идем по верному пути. В этом году, помимо Школы приемных родителей, мы еще работали с семьями из группы риска. Главная цель работы – предотвращение социального сиротства.


– А что значит термин «социальное сиротство»?


– Это распространенное в мире явление. Это «заброшенные» дети. У них есть родители, но воспитанием ребенка они не занимаются, он им не нужен. По сути, это сиротство при живых родителях. Сценарии жизни таких семей разные, но они нуждаются в помощи, раз сами не могут справиться со своими проблемами. Общество должно помогать. Помогать должны и соседи, и руководители предприятий, на которых работают родители, помогать должна школа. Многие говорят: «А не слишком ли много внимания таким людям?» Да, требуют. Эти люди в силу разных жизненных обстоятельств не устояли, сломались, не научились жить. Но у ребенка должна быть семья. Нормальная семья с нормальными отношениями. Вот, что главное.


– Год заканчивается. Какие итоги работы проекта вы можете озвучить?


– По итогам этого года я могу сказать, что люди заинтересовались проблемой социального сиротства. Общество пошло навстречу тем, кто находится в зоне риска. Многие работодатели помогли своим сотрудникам улучшить жизненные условия, большую поддержку оказывают окружающие. Это радует, что мы смогли вывести проблему из тени. Легче всего навесить ярлык на человека. Но помочь ему, его семье – это сейчас главное. Если говорить о Школе приемных родителей. Самая хорошая новость, что с 1 января 2020 года прохождение обучения в таких школах будет обязательным для всех кандидатов на усыновление ребенка. Поймите, это не кружок по интересам. Школа приемных родителей – это источник знаний. Знаний по педагогике, психологии, анатомии, биологии, юридических знаний. Взрослые, прежде чем взять ребенка в семью, должны поработать над собой. Я считаю, что обязательное прохождение обучения в Школе приемных родителей – это наша большая победа.


– Я знаю, что это не все проекты, которые реализовывал ваш фонд. Расскажите и о других.


– Да, верно. В Федоровском районе мы реализовали проект «Жизнь – это ценность», в Лисаковске – «Сохрани жизнь», в Карасуском и Алтынсаринском районах – «Скажи насилию нет».


– Расскажите о них подробнее.


– В рамках проекта «Скажи насилию нет» мы провели анализ уровня осведомленности родителей, педагогов и детей, что они знают о насилии. Проектных зоны было две, как я сказала ранее. Мы проводили встречи с сельским населением, анкетирование, фокус-группы. Что можно сказать. Да, люди знают, что такое насилие, и какие виды насилия бывают. И, к сожалению, наши дети подвергаются насилию. И физическому, и сексуальному. Пугает то, что имеет место и такое насилие, как неудовлетворенность основных потребностей ребенка. Причин много, все их надо изучать и не допустить, чтобы страдали дети. Именно поэтому с уверенностью могу сказать, что работу в этом направлении совместно с областным Управлением образования мы продолжим. В Лисаковске проект был направлен на предупреждение суицидального поведения среди несовершеннолетних. Мы провели четырехдневный интенсив-тренинг с родителями, учителями, социальными педагогами, школьными психологами. Работали, конечно, и с подростками. Отрадно, что нам удалось наладить контакт. Вопросов задавали очень много, наконец нам удалось доказать, что родители и школа должны идти рука об руку в воспитании детей. А дети должны быть окружены вниманием, а главное, они должны верить взрослым и знать, что их поймут. В Федоровском районе, как понятно из названия проекта, тоже у нас роль была социально информационная. Мы проводили разъяснительную работу по вопросу сексуального воспитания в семье. Сегодня тема сексуального воспитания и образования – очень актуальна. Потому что сейчас не редкость ранние браки, случаи заражения болезнями, передаваемых половым путем, ранние аборты. Все это говорит о недостатке знаний у детей и о необразованности взрослых. Работая со взрослой аудиторией (родители, педагоги, школьные психологи), мы пришли к выводу, что мы – взрослые – стесняемся говорить об этом с детьми. Вот это большая проблема, с которой надо бороться, потому что на кону жизнь и здоровье наших детей. Кстати, стоит отметить, что мы выявили такую тенденцию: с неграмотностью детей и внуков готовы бороться федоровские пенсионеры. Поэтому мы говорим о том, что к работе с детьми привлекать надо не только школу и родителей. Бабушки и дедушки – наши верные помощники. Вы знаете, это я так обзорно прошлась по проектам. А ведь в реализации каждого из них выявлен какой-либо аспект, какая-то проблема, которые надо изучить и осветить их в прессе более подробно. Я надеюсь, что нам это удастся.


– Спасибо за беседу!

Кристина ГЕРАСИМОВА