Вопрос профилактики суицидов среди подростков для Казахстана весьма злободневный. Костанайская область тому не исключение. Именно поэтому в регионе ведется активная работа как среди подрастающего поколения, так и среди взрослого. Как наладить отношения между теми и другими? Об опыте работы в этой сфере рассказала председатель ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy» Руслана Бровченко.
– Руслана Витальевна, вы уже рассказывали о своих социальных проектах, которые Фонд реализовывал в этом году. Хотелось бы остановиться на одном из них – «Сохрани жизнь».
– Проект по предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних «Сохрани жизнь» мы реализовывали в Лисаковске. В его рамках был проведен четырехдневный интенсивный тренинг для родителей, подростков, социальных педагогов и школьных психологов. Работа была интересной и продуктивной. Самой активной аудиторией оказались родители. Родители, которые задают очень много вопросов и хотят, чтобы их услышали, слушали, видели. Родители, которые не всегда могут справиться со своими проблемами. Почему они не идут в школу? Почему не обращаются к школьным психологам и социальным педагогам? Трудно пока найти ответ на этот вопрос. Но ясно одно: родителей в школу приглашать нужно как можно чаще. Не только тогда, когда какой-то ребенок дает тревожность, а на постоянной основе, чтобы давать родителям знания.
– А школьные психологи готовы к такой работе?
– Конечно! Во-первых, это их прямая обязанность. Во-вторых, в костанайских школах работают профессионалы. Еще несколько лет назад среди школьных психологов можно было услышать фразы о том, что их не ценят, что порой им приходится заниматься посторонними делами, и им некогда проводить диагностики, некогда работать с детьми. Сейчас ситуация изменилась в корне. Психологам дана полная возможность заниматься только их работой. Это радует.
А какова роль социального педагога в образовательном учреждении?
– Ну как все считают? Считают, что социальный педагог – это тот человек, который должен ходить по квартирам. Но это не так. Социальный педагог – это как раз таки тот человек, который устанавливает коммуникации не только с родителями, проблемными семьями. Он должен встречаться с руководителями предприятий, на которых работают родители семей группы риска, должен отрабатывать проблемными вопросы с полицией, разговаривать с соседями. То есть у социального педагога настолько огромный объем работы. Он должен вне школы сделать все так, чтобы в семье было спокойно, чтобы окружающие семью люди пришли на помощь, а ребенок шел домой счастливым.
– Можно сказать, перед ними стоят глобальные для школы задачи?
– Не столько для школы, сколько для ребенка. Социальные педагоги – это та категория, с которой можно и нужно много работать. Семинары для них необходимо проводить как можно чаще. В идеале социальные педагоги – это люди, которым не все равно, которые умеют сопереживать, которые любопытны и владеют методологией работы с непростыми семьями. Но ведь не секрет, что иногда социальным педагогом человек стал случайно. И вот для того, чтобы его работа стала такой, как нужно, семинары проводить просто необходимо. Педагогов необходимо учить работать с семьями и людьми, их окружающими, потому что иногда контакт с первого, да и со второго, раза наладить не удается.
– А насколько важна совместная работа школьного психолога и социального педагога?
– Тесный союз психолога и педагога – это просто не обсуждается. По-другому и быть не должно. Но в этом союзе должно быть и место родителям. Только когда все три стороны будут работать в едином порыве ради блага детей, тогда гармония будет и в школе, и в домах учеников. Наладить связь между тремя сторонами – вот сегодня главная задача. Чтобы дети были довольны обстановкой в семье, общением в школе, а самое главное, чтобы они знали, что могут открыться взрослым, что их поймут. Это главное в вопросах профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Кристина ГЕРАСИМОВА