Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Цифровизация в кармане или как сейчас получают госуслуги

21 ноября 2019 15:00 • 617 просмотров

Сегодня о цифровизации говорят во всех сферах общественной жизни. Новые технологии используют в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве. Применяются они и в сфере оказания государственных услуг. О том, какие новшества в этом направлении внедряются в жизнь казахстанцев, мы поговорили с директором филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Қанат Төлепұлы.

Қанат Төлепұлы, давайте начнем с последних «цифровых» новостей.

– Самой обсуждаемой новостью сейчас стала отмена адресной справки. Не перевод документа в электронный формат, а именно отмена. Что это значит? Это значит, что с 1 ноября 2019 года этот документ перестал существовать. И теперь никто и нигде не вправе требовать с казахстанцев эту справку.

А как же при приеме на работу? При поступлении в вуз? При обращении в медучреждения?

– Ни в банках, ни в школах, ни в детсадах, ни в поликлиниках, ни в вузах и сузах справки больше не требуют. Теперь казахстанцы смогут посмотреть место своей регистрации в личном кабинете на портале Egov.kz. Для тех, кто захочет получить адресные данные гражданина (при обязательном его согласии!), с 1 ноября на портале заработал сервис получения адресных сведений третьими лицами.

То есть сведения будут запрашиваться самими организациями? Не будет утечки данных?

– Нет. Утечки не будет. Все предусмотрено. Для того, чтобы получить данные о гражданине работодателю (регистратору в поликлинике или сотруднику учебного заведения) необходимо быть авторизированным на портале электронного правительства. В разделе «Сервис получения справок третьими лицами» заполняется поле «ИИН» данных человека, на которого запрашиваются адресные сведения. Ему, после запроса на портале, должно прийти СМС с уведомлением о том, что на него запрашиваются адресные сведения с указанием, что нужно ответить в случае согласия и что в случае отказа. Ответить нужно не позднее двух часов с момента поступления SMS. Важно, что получить адресные сведения на гражданина можно будет только в том случае, если он зарегистрирован в базе мобильных граждан ( далее. БМГ). Поэтому уже сейчас костанайцам и жителям области, которые в БМГ не зарегистрированы, лучше всего обратиться в ближайшие ЦОНы.

Оправдана ли отмена адресных справок?

– Конечно! Отмена выдачи адресных справок сократит излишний бумажный документооборот и необходимость гражданам обращаться в ЦОНы за справками. Вот послушайте, согласно официальной статистике, ежегодно госкорпорация «Правительство для граждан» оказывает казахстанцам более 30 млн госуслуг, больше половины из них – информационные справки. Ежегодно только адресных справок в ЦОНах Казахстана выдавали более 10 млн экземпляров. Отмена адресных справок означает, что теперь казахстанцы посетят ЦОНы на 10 млн раз меньше. Между тем, «Правительство для граждан» предложило сократить еще 28 видов информационных справок. Вслед за адресной справкой могут исчезнуть такие виды услуг, как выдача справки об отсутствии/наличии недвижимости, справки из психо-, нарко- и противотуберкулезного диспансеров, справки о регистрации в качестве безработного.

То есть, госуслуги переходят в электронный формат?

– Работа в этом направлении ведется уже не один год. Сегодня в республиканском реестре 723 госуслуги. 648 оказывает госкопорация «Правительство для граждан». Уже 580 доступны через портал электронного правительства. Это значит, что при наличии ЭЦП (электронной цифровой подписи) граждане могут получить более пяти сотен услуг самостоятельно. Сидя в офисе или не выходя из дома. Также на портале есть возможность получить госуслуги через одноразовый пароль. Таких 60.

Есть и мобильное приложение?

– Да.Теперь государственные услуги получают через новое мобильное приложение. eGovmobile, которое значительно облегчает процесс получения государственных услуг. Усовершенствованный eGovmobile позволяет привязать имеющуюся Электронно-цифровую подпись (ЭЦП) к четырех значному PIN коду или встроенной биометрии телефона (Face ID, Touch ID). Один раз привязав ЭЦП к PIN коду или биометрии можно не отвлекаться на выбор ЭЦП и ввод пароля каждый раз при авторизации и получении услуг. Теперь, гражданин практически не чувствует необходимость в ЭЦП. Все мы привыкли разблокировать телефон по отпечатку пальца или через Face ID. Точно также, в этом приложении можно привязать ЭЦП к своей биометрии и при заказе услуг подтверждать запрос своим Touch ID или Face ID. К тому же, был облегчен процесс использования ЭЦП на мобильных устройствах. Раньше нужно было загружать ЭЦП на смартфон через компьютер, сейчас же имеющиеся сертификаты можно загрузить из письма в почтовом ящике пользователя. Кроме того, в самом приложении есть подсказки как загрузить ЭЦП, как авторизоваться, а еще к каждому новому сервису будут размещены пошаговые инструкции. Тем самым разработчики постарались сделать приложение максимально удобным в использовании.

Стоит отметить, что на данный момент в приложении доступны 28 услуг такие, как: справка по расчету размера базовой пенсионной выплаты, получение информации о назначении пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года, выдача справки о наличии либо отсутствии судимости, справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица. Приложение можно скачать в AppStore и PlayMarket.

Около года назад появилась возможность получать популярные госуслуги через мессенджер Telegram. Сервис так и работает?

– Конечно. Это уникальная возможность быстро и просто получить справку о наличии/отсутствии судимости, например, или выписку с пенсионного счета. Сейчас в боте Egovkzbot2.0 доступно 25 услуг. Пользоваться очень просто. В поисковике мессенджера вбиваете название бота. А там он сам предложит вам услуги, из которых вы выберете необходимую. Буквально пару кликов и документу вас в телефоне или на электронной почте. Сегодня это один из самых популярных методов получения госуслуг у нас в области. Официальную статистику мы начали вести с мая 2019 года. Так вот за этот отрезок времени услуги через бот стали получать почти 40,5 тыс. человек.

Если сервис так популярен, то не планируется ли запустить такие очереди в других мессенджерах или соцсетях?

– Работа ведется весьма активно. Боты уже появились в социальных сетей Вкотанкте и Facebook (мессенджер). Для того, чтобы воспользоваться услугами бота в обеих соцсетях нужно произвести следующие действия: в поисковике ввести «Портал egov.kz», запустить бот, выбрать вкладку «услуги», выбрать нужную справку, ввести свой номер телефона, ИИН, а затем проверочный код из SMS. Готовая справка придет к вам в мессенджер. При желании вы можете отправить ее на почту. Сейчас через чат-бот в Facebook доступны 15 услуг, а через чат-бот Вконтакте – 19. И, опять-таки, чтобы пользоваться ботами, необходима регситрация в базе мобильных граждан. Это, напомню, можно сделать в ближайшем ЦОНе.

То есть, госуслуги, действительно «цифровизируются»?

– Действительно. Напомню, что программа «Цифровой Казахстан» реализуется успешно. Перед нами поставлена задача достичь всех показателей программы. Например, к 2020 году 90% госуслуг должны будут предоставляться в электронном формате. Думаю, это вполне реальная цифра. Тем более, что принцип нашей работы с населением поменялся в корне. Сегодня мы переходим от принципа «одного окна», как это было раньше, к принципу «одного заявления», как это происходит сейчас. То есть, нам мало того, что казахстанцы могут получить все госуслуги в одном здании. Мы идем дальше, мы хотим, чтобы они получали их, написав только одно заявление, придя один раз в ЦОН. А, может, и вовсе не приходя в ЦОН, оформив только одну заявку на портале электронного правительства.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора