Проблема сбыта, поиск новых стран для экспорта, высокая цена на зерно из-за низкого урожая, при этом, несмотря ни на что, — сохранность высокого качества. Мукомольные предприятия Костанайской области из-за ситуации с рынком Узбекистана выходят на внутренние рынки Казахстана и Китая. Сегодня на прилавках магазинов ассортимент муки широк, здесь не только местные производители, все больше появляется и конкурентов. Но, как отмечают областные мукомолы, наш регион никогда не останется без муки собственного производства.
Производительность мельничного комплекса «Аруана 2010» сегодня 300-400 тонн в сутки, причем работают они на мягких сортах пшеницы с высоким содержанием клейковины. На их элеваторах хранится около 33 тыс. тонн зерна, а на складах единовременного хранения 6-7 тыс. тонн готовой продукции. Еще в 2010 году они начинали перемалывать в месяц около 3-4 тыс. тонн, сегодня идет полная загрузка и в год эта цифра доходит до 80 тыс. тонн. Однако выживать на мукомольном рынке по словам коммерческого директора Нурсултана Алишева, становится с каждым годом сложнее.
— Около 50% нашей продукции уходит на экспорт, еще 50% расходится внутри Казахстана, около 3-4% остается в Костанайской области, — говорит Нурсултан Алишев. — Узбекистан, Афганистан, Киргизия, Китай, Российская Федерация в основном грузим большие объемы в эти страны. По Казахстану мы отправляем в Атырау, Актау, Актюбинск, Шымкент, Алматы, эти регионы смотрят на качество и не столько на цену, особенно запад. Поэтому внутри страны основное направление это западные города, потому что Костанай сегодня развращен выбором муки, так как наша область можно смело сказать, является мукомольной столицей Казахстана. У нас есть любой вид муки и большое количество мельниц, которые их предоставляют. Многие продают муку на экспорт, потому что потребляемость муки в Костанайской области очень маленькая. Допустим у нас население в области 800 тыс. человек, а производительность муки на 100 млн человек, так как сырье позволяет.
До сих пор актуальным вопросом среди мукомолов остается ситуация с узбекским рынком.
— В 2010 и 2011 годах мы работали только на рынок Узбекистана, 90% товара уходило в эту страну, — отмечает коммерческий директор ТОО «Аруана 2010». — В Узбекистане пользуется популярностью национальный тандырный хлеб, в следствие чего и закупается большое количество зерна и муки, в то время и платежеспособность их была хорошая. Сегодня ситуация изменилась. Они забирают наши рынки, а нам приходится искать новые. Узбекистан покупает у нас пшеницу, причем они дают больше цену, даже больше, чем мы и грузят вагоны, забирая зерно к себе. В их случае нет пошлин, за то есть различные налоговые льготы, они перемалывают наше зерно и отгружают муку на тех же клиентов, что и мы, но уже по значительно дешевой цене. Идет потеря рынка. Узбекистан всегда был важным клиентом, но мы потеряли не только их, теряем сейчас и Афганистан. Объемы переработки значительно снизились и цены упали. Не только Костанайская область отгружала товар на Узбекистан, это и Алматинские, Карагандинские, Шымкентские предприятия. Все начинают конкурировать, никто не хочет терять свои объемы и рынки, начинают демпинговать и снижать цены на продукцию, терять маржу, а возможно где-то и уходить в минус. Но сидеть сложа руки нам нельзя, мы потеряли Узбекистан, но открыли для себя Китай, большое количество муки грузим сейчас туда, в месяц примерно около 2 тыс. тонн.
Из-за подобных ситуаций на рынке, некоторые предприятия Костанайской области на грани банкротства. По словам мукомолов, из-за резкого подорожания пшеницы и высокого спроса на зерно со стороны Узбекистана, отечественным товаропроизводителям становится невыгодно заниматься переработкой и экспортом сельхозпродукции.
Значительные трудности стали ощущаться в 2019 году, — ранее отмечал директор ТОО «КАЗТОРГТРАНС» Гран Ака Халилулла. — Узбекский мукомольный рынок стремительно вырос в объеме. За последний год на территории Узбекистана построено около 30 мельниц, которые имеют значительное преимущество. Во-первых, они находятся ближе к Афганистану, а именно с этой страной мы работали с момента основания предприятия. Во-вторых в законодательном плане им намного проще — это и налоговые каникулы, отсутствие пошлин на зерно, а также большая разница в ценовой политике на железную дорогу. К примеру, мы платим от станции Сары-Агач до станции Хайратон (Афганистан) около 50 долларов за тонну продукции, при этом узбекская сторона — всего 22 доллара за тонну. И это только часть причин, почему мы не можем конкурировать с узбекскими мукомолами. Кроме этого, их рабочая сила значительно дешевле. Из-за вышеуказанных обстоятельств, мы не можем поставлять свою муку на рынок, где работали на протяжении семи лет, так как сейчас не возможно конкурировать по ценовой политике с производителями из Узбекистана. И эта ситуация не только в моей компании, но и на других мельницах области, сегодня практически все на грани остановки своей деятельности.
Впрочем ситуация с Узбекистаном лишний раз напомнила мукомолам, о том, что нужно брать ситуацию в свои руки, переориентироваться и искать новые рынки.
— К нам это не относится, — поделился коммерческий директор ТОО «Аруана 2010». — Не сказать, что для нас это хорошо, конечно эта ситуация неприятная. Мы теряем рынки, в будущем это скажется на всех. Но банкротится мы не собираемся, пока ситуация не плачевная. Сейчас получается у нас нет перспективы роста, да мы останемся на плаву, но перспективы роста нет, по сравнению с прошлыми годами мы используем денежный ресурс намного больше, чтобы удержать своих клиентов. Конкурировать сегодня труднее. Многие мельницы увеличивают свои объемы присутствуя на рынке. Расширяют их границы, но уменьшают себестоимость продукта. Другой вопрос — отсутствие поддержки. Субсидии нам не выделяются. Вообще мукомольная отрасль — это та структура, которая плавает сама по себе. Почему Министерство сельского хозяйства докладывают о том, сколько отгрузили зерна, кожи, мяса, почему не докладывают населению сколько было переработано муки, той же тушенки, все докладывается в сырье. Мы единственная отрасль в Казахстане, которая плавает сама по себе. Мукомольная сфера на голом энтузиазме старается строиться, развиваться и ей не дают жить, теряет рынки за счет недочетов со стороны государства. В той же ситуации с Узбекистаном, наверное, надо было ставить зеркальные меры, просубсидировать нам железную дорогу, или увеличить им стоимость проезда по территории РК, чтобы мы не теряли своих клиентов. Мы объединялись с мукомольными предприятиями области в 2016-2017 году, писали письма, все в курсе этой проблемы. Казахстан был лидером по экспорту муки в мире, сначала нас потеснила Турция, потом Узбекистан, это те страны в которых нет сырья, они закупают и обходят нас же с казахстанским зерном.
Если одни предприятия выходят на Китай и другие зарубежные рынки, то есть и те, кто развивают внутренние. К примеру, Костанайский мелькомбинат, который известен своей мукой «Корона» далеко за пределами области. Сегодня их производительность 300 тонн в сутки, причем 25-30% из них, мука высшего сорта.
— Мы экспортируем нашу продукцию в Афганистан, Туркмению, Грузию, в Россию, — отмечает заместитель директора Анатолий Фирсов. — Реализация в Костанайскую область небольшая. Цены в этом году слабые, если в прошлом году мы закупали зерно в районе 65-68 тыс. тенге, то в этом году цена поднялась до 85 тыс. тенге. Работы у нас из-за этого не приостанавливались, но если цена поднялась на сырье, то и мы должны поднять цену на продукцию. Соответственно мы ее подняли, примерно на 10-20%. В ситуации с зарубежными рынками, я понял, что нужно стараться продавать и развиваться больше на казахстанском. Экспорт сегодня нестабильный, тем более ту цену, которую мы хотим видеть на экспорте нам не дают, там цены диктуются рынком, у нас же наоборот цены диктует производитель. Кто продает муку на казахстанском рынке я думаю банкротами не станут. Трудности конечно есть — это и слабая реализация, нет хорошего потребления, рынок насыщен мукой, поэтому я и говорю что даже в неурожайный год мука будет и в области, и в стране в целом однозначно. Вопрос по какой цене.
Впрочем в 2019 году значительно усложнило работу мукомольных предприятий и ситуация с ценой на зерно. Цены из-за неурожайности поднимались и доходили до 93-94 тыс. тенге за тонну. В ТОО «Аруана 2010» на производительность это не повлияло, они работали в стабильном режиме.
— Производство у нас не приостанавливалось, — говорит Нурсултан Алишев. — Зерно закупали несмотря на высокую цену. Сейчас сам рынок подводит к тому, чтобы цена на зерно падала, так как падает спрос, многие мельницы забивают свои рынки мукой и обороты падают. Когда падают обороты соответственно и падает потребление пшеницы, а у крестьян у всех есть свои кредиты, поэтому многие начинают скидывать цены автоматически.
Сегодня цена варьируется от 75 до 83 тыс. тенге за тонну, конечно не сильно, но цена припала, также и на муку она автоматически упала. Если сравнивать с предыдущим годом, то в 2019 году в мае цена за первый сорт составляла 106 тенге, падала и до 102-103 тенге в зависимости от региона, в которые шла отгрузка, сегодня эта цифра составляет 130 тенге, минимальная цена от 128 до 135 тенге за первый сорт.
Держать качество и марку несмотря на нестабильность с ценами на зерно, не позволяет мукомольным предприятиям заниматься перекупом российского зерна.
— Мы не работаем с российским зерном и никогда не работали, — отмечает коммерческий директор ТОО «Аруана 2010». — Там цена конечно дешевле, но обратно же надо платить НДС, пошлины чтобы завозить через границу. Цена выходит одинаковая, если только находить какие-то другие пути, но мы так не делаем. Сколько мы работаем наши камазы ни разу не переходили через российскую границу даже официально, последствия есть. Мы выживаем сами на рынке.
На вопрос, почему муку все больше отправляют на экспорт и не останется ли Костанай без местного производителя, мукомолы в один голос отвечают нет.
— Костанай не дает ту цену, которую хотелось бы получить за муку, — отмечает Нурсултан Алишев. — У нас мука хорошего качества, с высоким содержанием протеина. Костанайская область практически не потребляет такую муку, здесь распространена больше средняя или низкая, большую роль и ориентир на товар играет цена. Без нашей муки область не останется, если судить, как физическое лицо, то ассортимент на прилавках не означает, что товара местного производителя у нас мало. Просто большинство мукомольных предприятий фасуют товар в большие упаковки, которые не встретишь в обычных продуктовых магазинах, но практически все пекарни и кондитерские производят продукты из местной муки.
В свою очередь Костанайский мукомольный комбинат фасуют свой товар и в 2 кг, и в 5, и выше.
— Не всех производителей можно встретить в супермаркетах и магазинах, — отмечает заместитель директора Костанайского мукомольного комбината Анатолий Фирсов. — Все зависит от фасовок: 2-5-10 кг фасовки многие мельницы такого не делают, ведь для этого нужно закупать дополнительное оборудование, многие уходят на 50 кг мешки, его проще реализовать. Наша область не останется без муки никогда, даже если год будет неурожайным. Мука будет 100%, столько мельниц сколько у нас нет ни в одной области.
Сегодня на костанайских прилавках, помимо областных производителей можно увидеть муку из Павлодара, Петропавловска, Нур-Султана и др. регионов.
Впрочем, как показал опрос, сами жители областного центра, в 88% отдают предпочтение местному производителю, оставшиеся 12% на производителя не обращают внимания. Большей популярностью среди костайцев пользуется мука таких фирм, как «Корона», «Цесна», «UNO», «Романа», «Макфа».
По данным Управлении сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области, сегодня в регионе функционирует более 70 мельниц, из них свыше 20 — находятся в Костанае.
Екатерина КОМИССАРОВА