Мы продолжаем рубрику «Вопрос-ответ». Все читатели могут задавать свои вопросы в нашу редакцию. Журналисты, в свою очередь, гарантируют найти экспертов, которые дадут самые полные и профессиональные ответы на них.
Вопрос: «Сегодня по всему Казахстану закрываются детские дома. Государство старается максимально большему количеству детей «дать» семью. Между тем, все чаще в прессе стал мелькать термин «социальное сиротство», когда дети живут в семье, но фактически ее лишены. Что такое «социальное сиротство» и как с ним борются?» – Кымбат Костанай.
Этот вопрос мы задали председателю ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy» Руслане Бровченко. Именно их фонд уже несколько лет изучает данную тему.
Ответ: «Вопрос социального сиротства в обществе стоит довольно остро. Но сразу отмечу, что это очень деликатная тема…
Давайте сначала определимся, что же такое социальное сиротство. Это тот случай, когда родители не выполняют свои основные обязанности, не удовлетворяют основные потребности ребенка. Сегодня это явление относят к насилию над ребенком. Это тот случай, когда родители есть. Фактически. А ребенок – сирота, потому что родители ребенком не занимаются, когда ребенок не одет, не доедает, не знает, что такое режим, когда предоставлен сам себе. Это и есть социальное сиротство. Стоит признать, что это явление достаточно распространенное сегодня. Поэтому не зря этот вопрос сегодня на обсуждение поднимают сотрудники сферы образования. Потому что неблагополучные семьи, семьи группы риска есть везде. Чаще всего в таких семьях родители безработные, ведут праздный образ жизни, зачастую бьют детей.
Что сделать, чтобы предотвратить социальное сиротство? Тут нужен комплекс мер и деликатный подход.
Мы всегда говорим о том, что ребенок должен воспитываться в семье. Для этого должны подключиться все. Школа, работодатели, соседи, друзья.
Сегодня в каждой школе есть социальные педагоги, есть психологи, классные руководители, которые знают каждую семью. Они знают семьи, которые находятся в зоне риска и требуют повышенного внимания. Они проводят работы совместно с местной полицией, с инспекторами по делам несовершеннолетних. Достаточно ли этой работы? Я считаю, что нет. Потому что социальный педагог и психолог – один. А таких семей много.
Я сторонник того, чтобы мы привлекали общественность, чтобы в каждом сельском округе у нас были программы по предотвращению социального сиротства, я считаю, что привлекать надо и работодателей. Зачастую на селе трудоустройство имеет сезонный характер, значит, в межсезонье тоже надо находить работу. Чтобы родители были «при деле». Необходимо помогать семьям группы риска преодолевать кризис. Важно и то, чтобы соседи, люди, которые есть рядом стали помощниками. Помощникам школе, помощниками этим семьям. Сегодня в Казахстане набирает обороты такое явление, как менторство. Своеобразными меторами (наставниками) таким семья могут стать пенсионеры. Они вышли на заслуженный отдых, но у них есть знание, опыт, желание помогать. Не знаю, помогут ли они родителям, но детям обязательно помогут. Мы можем взять ребенка под свое крыло, потому что ребенку нужно с кем-то поговорить, ребенку нужно, чтобы его кто-то послушал, помог, посоветовал, «пригрел». Об этом можно много говорить, но я считаю, что общественность мы должны привлекать как можно больше.
Не достаточно просто вызывать в школу родителей. Важно понимать, что мы можем сделать, чтобы ребенку было комфортно. Общество должно перестать показывать пальцем на школу. Помощь таким семьям – дело общее. Это наши дети, которые живут рядом с нами.
Внимание проблеме социального сиротства должны уделять и акиматы. Надо запускать какие-то программы, проводить встречи с психологом, социальным педагогом. Нужно помогать этим семьям, разговаривать с работодателями, чтобы они максимально содействовали в трудоустройстве. Родители же тоже нуждаются во внимании. Когда семья в депрессионном состоянии, когда нет работы… С ними нужно встречаться, разговаривать, помогать выходить из депрессии, потому что не каждый находит в себе силы, не у каждого хватает образования, пытливости. Не у каждого есть возможность себя вывести из этого состояния. Не каждый может сам себе помочь, пускает все на самотек. Об этом тоже надо думать.
Кстати, запуску таких профилактических программ может сейчас поспособствовать внедрение четвертого уровня бюджета. Сельские округа получают самостоятельность, свой бюджет. И вот, когда мы говорим о роли общественности, о роли акиматов, то я хочу отметить, что многие акиматы и могут заложить деньги на программы по предотвращению социального сиротства. В рамках этих программ должны быть запланированы встречи. Потому что не всегда, особенно в глубинке, есть возможность пригласить какого-то лектора, психолога, общественника. А если на это в бюджете будет заложены деньги, то вопросы будут решаться. Мы нуждаемся в общении, мы должны задавать вопросы, которые нас интересуют, и получать ответы на них. Поэтому я считаю такую работу необходимой.
Подытожив вышесказанное, могу сказать, что помочь детям остаться в семье мы можем только сообща!»
Кристина ГЕРАСИМОВА