Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Елена Петренко: «Безопасное детство сегодня – успешное будущее завтра»

17 февраля 2020 11:00 • 1 163 просмотров

Создание комфортных условия для счастливого детства, поддержка и развитие творческих, интеллектуальных навыков, вовлечение в активную социальную жизнь – это те приоритетные задачи в области педагогики и психологии, которые позволяют растить достойных, конкурентоспособных граждан страны. Регулировать эту работу в современное время – достаточно сложно, так как век современных технологий открывает перед детьми не только новые возможности, но также и таит в себе множество опасностей. С целью сохранения и поддержания безопасного детства, подрастающих казахстанцев, в феврале 2019 года в Костанайской области был создан первый Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования.

О результатах первого года работы Центра, реализации проектов разных направлений и уровней, планах на будущее, мы поговорили с руководителем Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования Костанайской области Еленой Петренко.

– Елена Александровна как мы уже выяснили в Казахстане такой специализированный центр психологической поддержки действительно первый и на данный момент единственный – нам есть чем гордиться, но все же почему его создали именно в нашей области, что послужило поводом?

Наш Центр был создан Управлением образования по поручению акима области Архимеда Мухамбетова. В последние годы, к сожалению, в нашем регионе наблюдались отрицательные динамические процессы по суицидальному поведению несовершеннолетних. Не будем голословными, а обратимся к наглядной статистике. Она поражает и устрашает одновременно. Дело в том, что с 2016 по 2018 годы показатели подростковых суицидов и их попыток резко возросли: в 2016 году было зафиксировано 37 случаев, из них семь оказались законченными, в 2017 – 10 случаев из 43 унесли детские жизни, а в 2018 году цифра и вовсе – 50, из которых 12 – стали роковыми. Как вы понимаете, бездействовать было нельзя, хотя были, конечно, и ранее проекты, направленные на профилактику суицидов, но они не давали нужного результата. На создание и развитие центра нам выделили хорошие средства – 54 млн тенге. Центр психологической поддержки был создан на основе уже существующего детского центра дополнительного образования. Таким образом, работа на сегодняшний день ведется сразу в двух направлениях.

– Расскажите подробнее о работе этих двух направлений.

– Наша работа психологической направленности ведется для всех участников образовательного процесса: учеников, родителей и педагогов. В данном направлении мы оказываем методическую поддержку психологическим службам организаций образования, у нас круглосуточно работает телефон доверия (анонимно и бесплатно), большая работа проводится в интернет-пространстве, социальных сетях, также разрабатываются социальные ролики, тренинги, реализуем интересные проекты. Кроме того, активно работает мобильная группа, которая по мере необходимости (суицидальные попытки) выезжает в регионы и непосредственно на месте  проводит комплексную работу. За прошедший год было осуществлено 67 выездов во все регионы области. За это время было проведено 8 обучающих, практических, кустовых семинаров по профилактике суицидального поведения, мы выучили более 1500 специалистов. В их число вошли психологи, педагоги, заместители по воспитательной работе, а в последние полгода по рекомендации областной Комиссии по делам несовершеннолетних мы проводим работу и с инспекторами групп ювенальной полиции (ГЮП). Мы также проводим психологические практикумы различной направленности по запросам учреждений. На сегодняшний день уже можно говорить о результатах: в 2019 году количество суицидальных случаев снизилось на 15, 35 случаев в 2019 против 50 в 2018 году. Что касается работы Центра в области развития дополнительного образования, то мы курируем 45 организаций дополнительного образования по всему региону. Оказываем им методическую помощь, контролируем их развитие, проводим мероприятия областного, республиканского уровня. Направления нашей работы разнообразные – это художественное, эстетическое, гражданско- и военно-патриотическое воспитание. При Центре функционирует несколько видов кружков и клубов – это студия танца, в которой занимаются несколько коллективов, студия ИЗО, инструментальные кружки по игре на домбре и начально-технического моделирования, есть военно-патриотический клуб. Работа действительно многогранна, что помогает нам не просто говорить о вовлечении подростков в активную социальную жизнь, но и делать действительно важные для области мероприятия. Не могу не отметить, что наша область по охвату учащихся дополнительным образованием и результативности в республиканских мероприятиях, находится в числе лидеров, что было отмечено на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК в текущем году.

– А как дело обстоит с обращениями граждан, все-таки бытует мнение, что к психологам боятся идти еще на моральном уровне. Многие не хотят, чтобы о проблемах в семье узнавали посторонние люди. Где гарантия, что Центр будет востребован и есть ли к нему доверие?

– Первый же год работы показал, что создание нашего Центраочень актуальное и своевременное решение, ведь за прошедший 2019 год на телефон доверия поступило более 700 звонков, и заметьте – преимущественно звонили дети. О чем это говорит? О том, что сегодня сами подростки бьют тревогу, беспокоятся за свою жизнь, для них обращение за помощью перестает быть чем-то необычным, это не может не радовать. Практика показывает, что взрослым людям доверить решение проблемы психологу гораздо сложнее, нежели подростку. Опять же согласно цифрам – 44% обратившихся за этот год – это дети в возрасте от 11 до 14 лет, 38% взрослые люди: педагоги или родители, и 18% молодые люди 15-18 лет. Что касается мотивов обращения подростков на телефон доверия, то в основном это: обращения по личным проблемам – 30%, межличностные отношения – 23%, детско–родительские – 18%.  Более 70 звонивших были переведены в режим системных очных консультаций. Поэтому смело можно говорить о том, что работа Центра ведется в правильном направлении, и я думаю, что это положительно скажется на учебно-воспитательном процессе в целом.

– Наверняка у вас есть проекты, которые внедряются в работу по всей области? Какие планы у Центра на будущее?

– Конечно, мы уже реализовали несколько крупных, важных проектов. К примеру, по рекомендациям областной Комиссии по делам несовершеннолетних разработали методические рекомендации по созданию летних площадок психологической поддержки, которые функционировали все лето во всех школах города и области. Причем охват был рассчитан не только на детей, которым необходимо особое внимание (с повышенной тревожностью, агрессивностью), но и для всех желающих школьников. В конечном итоге было создано 548 площадок с охватом – 9430 учащихся и 1390 педагогов. Сейчас в области реализуется наш проект «Семейный клуб». Я считаю, что он очень востребован и необходим сегодняшним семьям. Этот вид работы дает возможность детям, родителям и педагогам получить квалифицированную психологическую помощь специалистов, задавать нужные друг другу вопросы, проводить время вместе, укрепляя детско-родительские отношения в семьях. Апробировали мы его на Костанайском сельскохозяйственном колледже, после чего поняли – внедрять нужно везде и на системной основе. И результат не заставил долго ждать, к нам стали звонить и даже приезжать родители с дальних районов и отмечать, что отношения в семье, с детьми стали налаживаться, появились новые способы взаимопонимания. В планах у нас большая работа, мы будем создавать проекты, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогов, будем работать над щепетильной темой «Половая неприкосновенность несовершеннолетних детей», и конечно еще больше развивать нашу профилирующую деятельность – это профилактика суицидального поведения. Кроме того, впереди ЕНТ, а значит, неизбежны стрессовые ситуации. Мы планируем создать определенный алгоритм работы психологов в период подготовки к  этим экзаменам,  постараемся охватить все аспекты работы, и кончено, это поможет значительно снизить риски эмоциональных расстройств у детей на этой почве.

– Могли бы вы дать совет родителям и детям, чтобы избежать ситуаций, способных провоцировать суицидальное или аддитивное поведение и почему сегодня нужно обращаться к психологам?

– Общепринято, что психолог работает со здоровыми людьми. Обратившие к специалисту за помощью – это те люди, которые хотят улучшить качество своей жизни и жизни своих детей, а специалисты в свою очередь им обязательно в этом помогут. Наша психологическая помощь – носит разносторонний характер – не обязательно иметь проблемы, чтобы обратится к психологам. Наши специалисты, используя методики, могут выявить интересы будущей профессиональной направленности у подростка. Сегодня дети теряются, после 9 и 11 класса вопрос «Куда пойти учиться?» становится одним из самых сложных. Наши психологи работают с многоуровневыми тестами и помогают определять творческую или иную направленность ребенка. Главное не молчать, а интересоваться, обращаться за помощью. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что своим детям необходимо больше уделять внимания, возрождать семейные традиции – именно они формируют в ребенке личность. Родительская занятость не способствует укреплению семейных отношений, потому что мы мало времени уделяем дому, а ведь наши дети должны чувствовать любовь ни смотря, ни на что. Нужно понимать, что наши специалисты и педагоги школ – это люди, которые могут помочь, но именно семья становится ключевым фактором при формировании характера подростка. Надо учить детей тому, что из любого положения всегда есть выход, и первый шаг на пути решения проблемы – это хотя бы ее проговорить, и желательно специалисту. Все мы должны стараться создавать комфортные условия для жизни наших детей, ведь безопасное детство сегодня – это успешное будущее завтра.

Кристина ГЕРАСИМОВА,фото Нурлана ЕРСАИНА