Выращивают зерно, производят муку, занимаются торговлей, а еще в планах производить органически чистую продукцию. Сегодня компанию «Сарыбай» знают не только в области и в Казахстане, но и далеко за их пределами. Однако, чтобы сделать «имя», компании пришлось изрядно потрудиться. Как сознается руководитель предприятия, тернистый путь в лихие 90-е, помогли пройти энтузиазм и позитивный настрой, а еще цель — создать бизнес, востребованный во времени. Есть ли место женщинам в сельскохозяйственной отрасли, корреспонденту «К-АГРО» рассказала руководитель группы- компаний «Сарыбай» Светлана МИХАЙЛЕНКО.
Старт тернистого пути для компании «Сарыбай» был дан в далеких 90-х годах. По словам руководителя, предприятие развивалось вместе со страной. Они переживали те же проблемы: всемирный кризис, падение и рост экономики, отсутствие логистики, нестабильные рынки сбыта, дефицит кадров и переделы сфер влияния. Причем, как сознается бизнесвумен, для нее сельскохозяйственная отрасль не была приоритетной мечтой.
– В 90-х годах все занимались тем, что давало возможность выжить, но в нашем случае было другое, – рассказывает Светлана Михайленко. – Вначале мы решили заняться обменом дизтоплива на мясо, но из-за карантина, вместо мяса взяли зерно. Потом отправили его перерабатывать в Тверь на муку. Муку распродали очень быстро. Затем мы одни из первых поставили мельницу в Рудном мощностью 150 тонн. Так стали заниматься производством муки, причем это было достаточно рентабельно, так как мельниц практически не было, а потребность в муке была высокая. Таким образом, перед нами начали открываться новые рынки — Афганистан, Узбекистан, Таджикистан. Затем встал вопрос обеспеченности сырьем, это нас заставило задуматься. Мы хотели производить не просто сырье, а поставили себе более высокую планку — создавать качественную муку, для этого нужны были определенные сорта пшеницы, которые обладают наиболее лучшими мукомольными качествами. Следующим этапом развития было растениеводство, приобретения хозяйств. Пережили очень много моментов, попали в кризис 2007 года, который подкосил многие компании, в том числе и нас. Мы были молоды и были энтузиастами. У нас преобладали немного другие критерии в жизни, сегодня все склоняется к материальной части — деньгам, предел мечтаний упирается в накопление круглой суммы. Нам же нравилось созидать и делать, причем не временный бизнес, мы смотрели в будущее более глобально и основательно. Задор, энтузиазм — вот те качества, которые нам помогали. На сегодняшний день я думаю, что человек, который занимается сельским хозяйством, должен быть патриотом и это главное. Земля живая и она все чувствует, если человек будет заниматься хлебом только с целью выгоды, толку не будет.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО в 12 марта