Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета, г.Костанай, ул.Тәуелсіздік 83, Офис 623, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Образование в условиях цифровой среды

Сегодня умные технологии активно внедряются во все сферы человеческой жизни, становясь ее неотъемлемой частью. Цифровизация – это глобальный тренд, которому следуют все страны, нацеленные на развитие конкурентоспособной экономики и повышение качества жизни населения. О том, как учителя используют цифровые элементы, рассказала учитель русского языка и литературы НИШ ФМН Анастасия БАРМИНА.

– Анастасия Юрьевна, скажите, какие цифровые инструменты уже помогают в работе?

– Безусловно, цифровые инструменты нам помогают. К примеру, это различные образовательные ресурсы, которые предоставляет нам школа. Так, замечательной платформой является Bilimland.kz – это крупнейшая коллекция интерактивных уроков. Есть платные платформы, доступ к которым нам обеспечивает наша организация. Также есть полезные образовательные сайты Казахстана, с которыми мы сотрудничаем, то есть можем обмениваться опытом. Например, я , как учитель русского языка, состою в Казахстанской ассоциации учителей русского языка и литературы и в Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. У нас есть платформа, через которую мы обмениваемся опытом, там мы можем не просто поделиться опытом, а провести онлайн-урок. Есть такая практика, когда учитель из другого города может дать какую-то информацию в пределах 10-15 минут моим ученикам. Это очень интересная работа.

Непосредственно как у учителя русского языка и литературы у меня очень сильно расширились рамки. Если взять урок литературы его можно сделать очень интересным. К примеру, это могут быть онлайн экскурсии по музеям. Кроме того, ребенок никогда не поймет идею произведения, если не будет понимать эпоху, которая описывается в нем. Сейчас есть очень интересные образовательные платформы, например, Арзамас – просветительский проект. Он посвящен именно образовательной культуре России и истории. Там можно воссоздать реконструкцию каких-то событий. И соответственно детям потом легче анализировать материал. Также можно прослушать голос автора. Например, в 10 классе ребята изучают стихотворения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и могут прослушать стихотворения с голосом автора. Мне очень нравится и приложение Learningsapps, суть которого в поддержке обучения и преподавания с помощью интерактивных модулей. Этой платформой с нами поделились коллеги из Эстонии. Здесь можно не только продемонстрировать какой-то ролик, а ученики могут сами создавать обучающие ролики. И конечно, когда ребенок сам создает что-то, он потом лучше все это запоминает. Кроме этого, у нас сейчас в школе нет учебников. Весь теоретический и практический материал мы готовим сами и когда необходимо вспомнить какой-то материал или правило дети сами выходят на сайт «Грамота.ру»,  изучают, конспектируют. Этот сайт своего рода интерактивный учебник для нас.

– Что учителя думают о цифровизации?

–  Что дает это учителю? Это расширяет рамки урока прежде всего. Кроме того, в педагогике есть такая важная вещь, как дифференцированный подход. Это индивидуальный подход по уровню ребенка. Кому-то нужна поддержка, а есть одаренные дети, им, например, необходимо расширить рамки урока и все это делается через онлайн -платформы. Также сейчас страна перешла на новую образовательную программу. А все новое всегда принимается тяжеловато, поэтому я в поддержку своих коллег создаю свои вебинары и обучающие ролики, которые  можно найти в YouTube. Я делюсь опытом, показываю работы своих учеников, и учителя со всех уголков страны имеют возможность посмотреть эти ролики.

– Как меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?

– Педагог становится фасилитатором. Это очень важно понимать современному учителю уже прошло то время, когда мы просто давали информацию детям. Сейчас это не актуально. Необходимо провоцировать детей и направлять на то, чтобы они сами добывали информацию. А мы как умелые путеводители только должны их направлять. При этом здесь важно понимать, что мы не можем сделать роль цифры доминирующей. У преподавателя русского языка слово должно быть во главе, потому что мы все-таки формируем душу человека. Русский язык и литература — это предмет, на котором мы занимаемся духовным, нравственным воспитанием и порой это важнее чем научить правильно, писать. В наш век, когда стремительные изменения происходят во всех сферах образование конечно обязательно должно, идти в ногу со временем, иначе мы будем не интересны нашим ученикам. Цифровизация полезна и очень качественно влияет на сам процесс преподавания. Причем, хочу отметить, что, когда у меня что-то не получается технически я учусь у своих ребят, и не стесняюсь этого. Я их призываю, чтобы они мне помогали, ведь они же очень быстро осваиваются в новых технологиях. И они горды, что могут мне помочь.

– Какие возможности видят в ней?

– Возможностей очень много. Начинали мы с интерактивной доски, где делали простые презентации, а сейчас это уже онлайн уроки, веб- семинары, дистанционное обучение. В дальнейшем в нашей системе планируется разработать мобильное приложение для инклюзивных детей, которые нуждаются в особом подходе. Они смогут наравне с другими детьми получать качественное образование через мобильные приложения.

– С какими сложностями сталкиваются?

–  Сложности в том, что учителю нужно умело управлять процессом, потому что на просторах интернета сейчас есть и интернет- мошенничество, и ненужная информация. Поэтому важно учить этике. Для меня сложность только в этом, чтобы ребята не прочитали ненужную не по возрасту информацию.

– Из-за коронавируса и режима ЧС, как сейчас вы работаете с учениками?

– В связи с выходом школ на дистанционное обучение, у нас есть образовательная платформа Teams. На ней созданы классы и каждому классу  туда помещается урок, презентация, дидактический материал. Ребята могут послушать, прочитать урок, выполнить задания и отправить их туда же, затем я их проверяю. Таким образом у нас происходит работа с учениками.

Кристина ГЕРАСИМОВА