Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Самое тёмное время наступает перед рассветом:

3 апреля 2020 17:00 • 702 просмотров

Глава холдинга «Олжа Агро» о планах на «экстремальную» посевную

Накануне начала весенней кампании 2020 года многие согласились бы с тем, что нынешняя посевная пройдёт в беспрецедентных условиях: впервые за всю историю области сеять будут при карантинной изоляции – как нашей страны, так и региона. Возникает ощущение, будто эта весна решила проверить на прочность всё: от психического состояния людей до экономики – мировой и казахстанской. Как в этой ситуации поведёт себя крупнейший в области сельскохозяйственный холдинг «Олжа Агро» и насколько он подвержен влиянию макро- и микроэкономических процессов – на этот и другие вопросы отвечает генеральный директор предприятия Айдарбек ХОДЖАНАЗАРОВ.

Айдарбек Асанович, нам всем ещё предстоит отделить реальные последствия пришествия «короны» от наносного хайпа моих же коллег-журналистов, но несомненно одно, кто бы что ни говорил: прежним мир не будет уже никогда. Однако при всех этих ветрах недобрых перемен неизменной остаётся константа самого человеческого существования: производство продуктов питания. То, без чего не обойтись. Нет ли у Вас опасения, что в эту посевную что-то может «пойти не так»?

— На мой взгляд, сейчас главное – не паниковать, ведь, например, как показывает практика, часто при пожарах больше людей гибнет не от огня, а от массовой давки. Так что всем хлеборобам я пожелал бы холодного и трезвого расчёта и здоровья. Сейчас, в условиях введения в стране режима ЧП и карантина в городах Нур-Султан, Алматы и некоторых других, в особенном положении оказались руководители многих сельхозпредприятий, в том числе и я. Я прекрасно понимаю, какую ответственность несу за здоровье и жизнь своих сотрудников, но я также вижу и опасность возможных экономических последствий, в том числе для страны, её продовольственной безопасности, в случае срыва посевной. Ведь посевная – не тот процесс, который можно как-то отложить, отсрочить. Земля не ждёт, природа не ждёт. Это не завод, который можно остановить, а потом прийти и запустить заново. Это даже не элеватор и не мельница, так что мы сделаем всё для того, чтобы посеяться в заранее запланированные и чётко обозначенные в холдинге сроки.

Изменит ли «Олжа Агро» объём посевов и как будет выглядеть их структура?

— Принципиально структура посевных площадей изменилась незначительно. В целом по холдингу в этом году 70,8% отдано под зерновые, 17,4 – под масличные, 3,7% займут бобовые, более 8% – кормовые культуры. Под паром оставляем почти треть используемых земель. По сравнению с прошлыми годами мы включили в структуру посевных площадей чечевицу красную и вику, новые перспективные сорта сои, подсолнечник разных направлений (экспресс и клеарфилд), кукурузу интенсивных сортов на богаре и поливе, озимые культуры: пшеницу, рожь и тритикале.

— Насколько я помню, озимый сев минувшей осенью был самым масштабным агроэкспериментом в области?

— Считаю, что был удачным и посев, отличным остаётся и текущее состояние озимых культур. На 2020 год мы запланировали увеличить посев озимой ржи до 15 000 га. Это перспективное и новое для региона направление – использование озимой ржи на сенаж для обеспечения качественным кормом поголовья скота в следующем 2021 году. Кроме того, в этом году мы планируем увеличить посев озимой пшеницы, мы доведём её клин до 3 000 га. Будем присматриваться к другой перспективной кормовой культуре – озимой тритикале.

— Повлияла ли экономическая изоляция этой весны на закуп семян?

— Нет. Более того, говоря о сортообновлении, приведу такие цифры: в «Олжа Агро» закуплены и практически уже полностью поставлены семена высших репродукций по всем культурам. Это пшеница мягкая – 3560 тонн, твёрдая – 140 тонн, ячмень – 500 тонн, достаточно семян гороха, овса, льна. Закуплены в полном объёме гибридные семена на посев подсолнечника, рапса, кукурузы, сорго-суданского гибрида. А общая площадь сортообновления составила в холдинге 34 100 га, то есть 10,6% от посевного клина. Это вдвое выше по сравнению с четырьмя-шестью процентами принятой средней нормы обновления сортов по области. Наши собственные семена подготовлены, доведены до высоких посевных кондиций, кстати, планируется сев семян не более чем второй репродукции.

— Айдарбек Асанович, начало апреля – это уже выход на «линейку готовности» всего состава бригад вместе с техникой. А вот сколько и, главное – какой техники выйдет на поля весной 2020-го?

— В этом году в «Олжа-Агро» запланировано огромное обновление парка посевных орудий: заключены договоры на поставку 55 посевных комплексов марок Horsch, Rapid, Maestro и Väderstad. Это практически высвободит весь парк старой посевной техники, что значительно увеличит качество посева. Мы проведём аттестацию механизаторов для выявления лучших: именно им и предстоит осваивать новейшие агрегаты. Сейчас все работы по подготовке технического парка к посевной идут по плану. Да, в условиях пандемии вероятна угроза несвоевременной поставки импортной техники, в основном посевных комплексов. Но пока основной поставщик, завод Horsch, работает по графику, и первая партия из 49 сеялок готовится к отправке, а 9 из них уже в пути; 7 посевных комплексов Väderstad также в дороге.

— Урожай мало вырастить: его ещё следует выгодно реализовать. Как на его перспективную продажу могут повлиять карантинные меры и скачки валютных курсов?

— Как ни странно, всё может свестись к нулевому влиянию. Негатив будет нивелироваться позитивом, который в этой ситуации тоже есть для нас, экспортёров. С одной стороны, из-за роста курса доллара значительно вырастут расходы на приобретение агрохимии, техники и запчастей, других материалов, что мы закупаем в привязке к валюте, а ведь курс валюты определяем не мы. При этом мы обеспечиваем продовольственную безопасность Казахстана, хотя часть нашей продукции идёт на экспорт. Плюс – сейчас на мировых биржах цена на зерно, в отличие от углеводородов, имеет тренд к росту. А урожай в этом году мы ждём выше, нежели в прошлом. Хотя, опять же, многое будет зависеть от погоды. Падение цены на нефть в итоге должно было бы сказаться и на цене на ГСМ, и, думаю, обязательно скажется, правда, в сторону увеличения, что неприятно. То же могу сказать и про увеличение базовой ставки Нацбанком. Понятно, что основная идея – сделать деньги дороже и минимализировать урон депозитам, но при том же серьёзный удар будет нанесён и по сектору кредитования. Успокаивает одно: ситуация в мире меняется, как погода во время уборки. Также идёт разговор о запрете экспорта пшеницы. Увы, но пока любимой нашей мерой  остаются запреты. И мы вполне из одного кризиса можем нырнуть в другой. На первый взгляд может показаться, что меры необходимые, и в такое тяжёлое время сельхозпродукцию лучше попридержать в стране. Но это только на первый взгляд! Лишив аграриев возможности экспортировать, их могут лишить валютной выручки, что на фоне падающей нефти и растущего курса доллара не позволит им элементарно подготовиться к следующему году, закупив ту же химию, запчасти, комплектующие, ГСМ и т. д. Остаётся надеяться, что ситуация с коронавирусом, этим локомотивом всех негативных событий, постепенно выровняется, тем более что из Китая приходят позитивные новости, и мы не увидим полного перекрытия границ.

Эффективная работа – это безопасная работа. Какого рода меры недопущения распространения пневмонии COVID-19 приняты в холдинге?

— В соответствии с последними постановлениями Президента РК я принял решение: все сотрудники, которые входят в зону риска и имеют возможность удалённо работать из дома, переведены на такую работу с полным сохранением заработной платы. В офисах компании мы ввели повышенные меры санитарно-эпидемиологическоей безопасности: увеличили количество обработок помещений специальными средствами, расположили ёмкости с санитайзерами не только на каждом этаже, но и на каждом рабочем столе сотрудников. Люди, которые работают в поле, продолжают трудиться в штатном режиме подготовки к посевной. В этих сложных условиях, повторюсь, главное – не только максимально обезопасить людей, но и обеспечить по максимуму выполнение всех запланированных сельхозмероприятий. Здесь в нашу пользу играют природные условия и низкая плотность населения, а также специфика работы. У механизаторов и так достаточно изолированный труд – всегда в кабине один. Мы выстроим работу бригад так, что каждый сотрудник и механизатор во время сева будут максимально ограждены от лишних контактов на рабочем месте. Мы оборудуем полевые станы средствами дезинфекции, в штат каждого звена включим помощника механизатора – это для дополнительной страховки на форс-мажорный случай.

— Не приведи бог, но что случится, если некоторые посёлки с прилегающими полями всё же закроют на местный карантин?

— Мы не зря два года как внедряем программы автоматизации рабочих мест «Мобильный агроном» и «Мобильный инженер». Мы с этого года вводим практику оперативного планирования сельхозработ по утверждённым детализированным рабочим планам для наших сельхозформирований. Кстати, утверждение структуры посевных площадей сельхозформирований и оцифровка всех полей также впервые проходили в этой программе. Даже при самом неблагоприятном раскладе использование этих программ даст нам возможность контролировать ход полевых работ дистанционно. Важно, с одной стороны, не допустить легкомысленного отношения к опасности возникновения заражений, но с другой, повторюсь, – избежать панических настроений. Ведь в долгосрочной перспективе они губительны для всех.

Айдарбек Асанович, Вы заметили, что жизнь при пандемии изменяет наши бытовые привычки? Сейчас при встрече люди особо интересуются здоровьем, и столь же горячо желают его друг другу. Что бы Вы пожелали тем, кому несмотря ни на какой коварный вирус предстоит участие в посевной – в этой благородной и нелёгкой миссии?

— Мне хочется пожелать всем здоровья, и в первую очередь психического. Да, угроза, с которой столкнулось человечество, сейчас весьма серьёзна. Это относится и к экономическим последствиям, которые нам придётся переживать теперь уже не один год. Всё, безусловно, давит на психику, а социальные сети и «жёлтые» ресурсы ещё и подкидывают в очаг нестабильности ворох фейковых новостей. Поэтому, как бы сейчас ни было тяжело, постарайтесь ограничить себя в потоке негативной информации, займитесь работой, если она есть, а если нет – отвлекитесь на книги или фильмы. Причём различные зомби-сериалы – не лучший вариант. Нагнетая негатив, мы можем вызвать необратимые последствия в организме. Знаете, как в известной притче о преступнике, которому завязали глаза и пустили по руке горячую воду, сказав, что вскрыли вены? Так вот, он умер, настолько велика сила самовнушения. Надеюсь, что своевременно принятые меры помогут стране избежать распространения пандемии по худшему сценарию. Всем ещё раз желаю здоровья и твёрдости духа, ведь сейчас на нашу долю выпало по-настоящему серьёзное испытание. Верю, что мы сумеем преодолеть его достойно. И помните – самое тёмное время наступает перед рассветом!

Беседовал Игорь НИДЕРЕР, фото предоставлены пресс-службой «Олжа Агро»