Земля Костанайской области богата памятниками истории и культуры. Мавзолеи, древние городища, поселения, по сей день хранят в себе тайны ушедших веков. Прикоснуться к подобным сакральным объектам — все ровно что пообщаться с прямым свидетелем тех времен и событий. По данным костанайского областного историко-краеведческого музея в регионе находятся более десяти сакральных объектов общенационального значения. В прошлом номере мы рассказали о священных местах и захоронения батыров, сейчас же мы познакомим вас с мавзолеями. Об истории и сакральности этих мест корреспонденту «К-АГРО» рассказала ученый секретарь Костанайского областного историко-краеведческого музея Куляш ОМАРОВА.
Большинство мавзолеев сакрального значения области находятся близ города Аркалык. Один из них мавзолей Кыз тамы, которыйрасположен на мусульманском кладбище на северной окраине поселка Екидин.
– Куляш Нурашева расскажите подробней об этом…
– Мавзолей Кыз тамы, с казахского как Девичья могила, датируется второй половиной ХIХ века. Это один из редких памятников старины, воздвигнутых в честь женщины.
По преданиям, это могила девушки, которая славилась своей мудростью и красноречием. Но в мавзолее она похоронена не одна, а со своей сестрой, поэтому он и носит такое название: девичья могила. Некогда в этих местах, близ сел Екидин и Жанакала делили пастбища два знатных и богатых рода, которые затем решили породниться. Дочь бая Алыса — Батима была сосватана за сына бая Коныркулжи. Но случилось так, что Батима вскоре неожиданно умирает. С тем, чтобы не прерывать родство, Коныркулжа предлагает Алысу выдать замуж за его сына младшую сестру покойной — Казину. Поначалу Казина воспротивилась воле старших, но, в конце концов, видя, что ее отказ может испортить былые добрососедские отношения между двумя родами, дает согласие соблюсти старые степные обычаи. В память о Батиме Казина попросила возвести над могилой старшей сестры красивый большой мавзолей и собрать всех без исключения (даже врагов) на поминальный обед. А также завещала похоронить, когда придет ее время, в этом же мавзолее.
Таким образом, девушка сохранила мир и покой между двумя влиятельными родами и увековечила память своей сестры. С тех пор, вот уже более столетия, высится мавзолей Кыз тамы, как память не только о человеке, захороненном под его сводами, но и как памятник девичьей мудрости и самопожертвования.
Мавзолей сооружен из обожженного кирпича, мастера использовали для укрепления кирпича молоко и конский волос. Хотя для большинства районов Костанайской области традиционно для строительства мавзолеев использовалась глиносоломенная смесь, но в Тургайском регионе практиковался более древний метод с добавлением костей животных и каркасом из тальника. Большой и красивый мавзолей до сих пор притягивает к себе взоры людей. А трогательная история его создания бережно хранится в памяти народа.
– Еще один не менее известный мавзолей Костам Айгожа, Байгожа, который расположен в 15 километрах к югу от села Кайынды, также около города Аркалык. Что извемтно об этом сакральном месте?
– Костам – два мавзолея, словно близнецы, устремленные куполами ввысь, были построены в конце ХIХ века в честь двух братьев Айгожи и Байгожи. Автор сооружений — народный мастер Сатыбалды из рода Улытауских найманов.
Мавзолей Айгожи – портально-купольное квадратное сооружение. Сооружение сырцовое, облицованное жженым кирпичом на глиняном растворе. Мавзолей ориентирован входом на юго-запад.
Мавзолей Байгожи также портально-купольное квадратное сооружение — сырцовое, облицованное жженым кирпичом на глиняном растворе. Оба сооружения выполнены в традиционном стиле архитектуры Центрального Казахстана.
Братья принадлежали к знатному роду. Достаточно сказать, что среди их предков были батыры, бии и даже ханы, которые заслужили свой высокий статус благодаря недюжинным способностям и личной отваге. Можно предположить, что двух братьев при жизни связывала тесная связь, заложенная в схожести их имен. Эта кровная связь не была нарушена даже после их смерти. Даже само название «Костам», что в переводе с казахского означает, буквально, «спаренный» или «двойной» мавзолей, говорит о схожести судеб тех, кто здесь захоронен.
Оба они были из рода Нияз, видными деятелями в казахской степи, уважаемыми и справедливыми биями. Правили они этими местами много лет и самое главное, призывали народ к единству. Потомки этих людей возвели мазары в честь своих предков. Мазар, возведенный для Байгожи выше второго мазара.
–Более молодое сооружение мавзолей Кулымбета Аулие Татыбекулы находится в 7 километрах к югу от села Кайынды, котрое относится к началу ХХ века…
– Сооружение выполнено в традиционном стиле архитектуры Центрального Казахстана. Захороненный в мавзолее Кулымбет Татыбеков (1840-1913) статус святого заслужил еще при жизни. Он обладал даром провидения, умел распознавать и лечить болезни, за что и заслужил почет и уважение народа. Его слава простиралась далеко за пределы родного края. К нему за помощью обращались не только со всех окрестностей, но и с далеких окраин. До сих пор к месту захоронения этого святого человека устремляются, с надеждой на излечение, немало больных и страдающих.
В 2005 году неподалеку от села Каинды в засушливое лето случился степной пожар. По рассказу местных жителей, огненная стихия никого и ничего не щадила на своем пути. Стена огня, стремительно разрастаясь, охватила большую территорию. Казалось, ничто не в силах укротить огнедышащий вал. Не иначе как чудом и воздействием сверхъестественной силы, объясняют старожилы тот факт, что пожар неожиданно сошел на нет, дойдя до стен мавзолея, где покоится Кулымбет аулие.
В мавзолее 2 раза проводили реставрационные работы. В 1994 году проводили ремонтные работы археологи с города Жезказган, позже и потомки произвели реставрацию мавзолея.