В период действия ЧП экспорт пшеницы и муки осуществляется в рамках устанавливаемой Министерством сельского хозяйства РК ежемесячной квоты. К примеру, объем квоты муки на апрель была определена в 70 тыс. тонн. Костанайские мукомолы обратились к Президенту с просьбой о помощи, по их словам, подобные меры ведут к необратимым последствиям. О том, как выживают мукомольные предприятия региона, рассказал коммерческий директор мельничного комплекса «Аруана 2010» Нурсултан АЛИШЕВ.
Заявки на выделение квот на экспорт пшеницы и пшеничной муки из Казахстана принимались до 4 апреля. Объем квоты на этот месяц составляет: пшеница – 200 тыс. тонн, мука – 70 тыс. тонн. Как отметили в Минсельхозе, объем гарантированных поставок на внутренний рынок РК на апрель составляет 30% от объема экспорта: пшеница – 60 тыс. тонн, мука –21 тыс. тонн.
Также в министерстве сообщили, что фиксированная цена для реализации в апреле на внутренний рынок на базисе EXW (линейный лицензированный элеватор) для пшеницы 3-го класса составляет 88 тыс. тенге/т (с НДС), для пшеницы 4-го класса – 84 тыс. тенге/т (с НДС). Для муки при реализации в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях и Нур-Султане цена составит 120 тыс. тенге/т, в других областях и городах республиканского значения – 130 тыс. тенге/т.
Как отмечают мукомолы Костанайской области, с началом пандемии пошел и ажиотаж, а с ним поднялась цена и интерес на отгрузки экспортных контрактов. Так как доллар вырос в начале марта с 380 тенге до 450, чем и вызвал интерес на экспорт.
– В апреле нам выделили 1067 тонн на экспорт муки, при мощности нашего предприятия 9 тыс. тонн, – поделился коммерческий директор мельничного комплекса «Аруана 2010» Нурсултан Алишев. – Ранее мы работали внутри Казахстана с 3-4 тыс. тонн и около 5 тыс. тонн отправляли на экспорт. Сейчас наши объемы значительно сократились, около 2-3 тыс. тонн продаем на внутреннем рынке и тысячу тонн отгружаем на экспорт. Тем самым мы сократили производительную мощность своего предприятия. На мой взгляд, не нужно было квотировать муку, наверное, правильнее было бы ставить запрет на экспорт пшеницы, для того, чтобы дать отработать мукомолам. Ведь тогда бы восстановилось производство, были бы валютные поступления в страну. Если повышается рост тенге, то автоматически, получается, растет цена на зерно и муку. Допустим, 300 долларов стоил первый сорт, в связи с ажиотажем и с введенным режимом ЧС, а также с введением квоты, мука сегодня стоит порядка 360-370 долларов.
Впрочем, мукомолам регионов, по их словам, становится все менее интересно продавать свой товар на внутреннем рынке, в связи с нынешней стоимостью зерна.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 30 апреля