Великому казахскому поэту-мыслителю Абаю КУНАНБАЕВУ в этом году исполняется 175 лет. Именно поэтому в Казахстане на протяжении всего года проводятся различные мероприятия в его честь. Об исторической значимости, жизни и творчестве великого поэта корреспонденту «К-АГРО» рассказала директор областной библиотеки им. Л. Толстого Дариха ДЮСИБАЕВА.
– Дариха Туребаевна, расскажите подробней о жизни и творчестве Абая Кунанбаева?
– Абай Кунанбаев (настоящее имя Ибрагим) – великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка родился 10 августа 1845 в Чингизских горах Семипалатинского уезда в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая Оскенбаева. Детское прозвище Абай, что означает «осмотрительный, «внимательный»», которое он получил от матери Улжан и бабушки Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.
Он учился в медресе имама Ахмет-Ризы в Семее, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Здесь познакомился с классической персидской литературой – классиками Ближнего Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафизом и др. Также учился и в русской приходской школе, нарушая запрет медресе и своего отца.
С 13 лет Кунанбай приучил его вникать в межродовые тяжбы, что составляло административные функции главы рода. Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая логику и стремление к справедливости. К 20 годам был известен как хороший оратор и администратор. Эти его качества хорошо описаны в романе – эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая».
–О чем его философия ?
–У Абая нет специальных философских произведений, в которых в систематическом виде были бы изложены его взгляды на природу и общество, у него нет целостной и стройной философской системы. Он был поэтом-просветителем и в своих произведениях говорил о полезности изучения науки, приобретения знаний, обучения искусству и о необходимости осуждения бескультурья и невежества.
Необходимо отметить, что философские взгляды Абая очень противоречивы. С одной стороны, мы видим материализм в познании явлений мира и его закономерностей, с другой, — веру в бога и бессмертие души. Эта противоречивость в философских взглядах Абая обусловливается особенностью той общественно-политической среды, в которой жил и творил поэт-мыслитель.
О философских воззрениях Абая можно почитать у ученого-философа Заки Ахметова. Он занимался проблемами абаеведения, подготовил Полное собрание сочинений Абая Кунанбаева (1954, 1957, 1970, 1995 гг.).
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 7 мая.