Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

ЦОНы по-новому или как сегодня цифровизируются госуслуги

14 мая 2020 16:00 • 675 просмотров

11 мая Центры обслуживания населения Костанайской области возобновили работу. Но из-за сохраняющейся опасности распространения вируса и беспокойства за жизнь и здоровье казахстанцев принято решение об изменении порядка работы ЦОНов. Изменения коснутся как видов государственных услуг, оказываемых в ЦОНах, так и самого формата их предоставления. О том, как теперь работают Центры обслуживания населения и как теперь получать госуслуги, рассказал директор филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Қанат Төлепұлы.

Қанат Төлепұлы, расскажите, что именно изменилось в работе ЦОНов?

 Какова сегодня ситуация в стране? Режим ЧП был снят,  но карантинные ограничения не сняты. Их снимать будут постепенно, исходя из эпидемиологической ситуации. Пандемия все еще представляет угрозу для здоровья населения. Мы не имеем права рисковать здоровьем граждан. Из-за сохраняющейся опасности распространения вируса и беспокойства за жизнь и здоровье казахстанцев и было принято решение об изменении порядка работы ЦОНов. Изменения коснутся как видов государственных услуг, оказываемых в ЦОНах, так и самого формата их предоставления. Что это значит? Это значит, что с 11 мая в ЦОНах Костанайской области можно получить только «бумажные» услуги, которые недоступны в электронном формате и результаты услуг, заранее оформленных на портале egov.kz.

Посещение ЦОНов будет возможно только при условии предварительного бронирования очереди через специальный сервис на портале egov.kz или по номеру 1414. Без предварительной записи услуги оказываться не будут.

– Думаю, многих читателей интересует вопрос: как быть нашим бабушкам и дедушкам, у которых нет современных гаджетов и они не умеют пользоваться Всемирной паутиной?

– Я ждал это вопрос. Три категории граждан смогут получать электронные услуги в ЦОНах в прежнем формате – это пенсионеры, многодетные семьи, лица с ограниченными возможностями. Для них будет работать льготное окно в каждом фронт-офисе. Но стоит отметить, что им также необходимо заранее бронировать время посещения ЦОНа. Звонок по номеру 1414 – бесплатный. Можно обратиться к специалистам контакт-центра и вам помогут забронировать очередь. На помощь могут также прийти родственники помоложе и помочь забронировать очередь через портал.

– А как же электронные услуги? Сегодня так много говорят о том, что они доступны онлайн…

– Они, действительно, доступны онлайн. Сегодня более 80% всех государственных услуг переведены в электронный формат и доступные на портале egov.kz. Это очень удобно! Получать услуги самостоятельно (например, дома или на рабочем месте) или в секторах самообслуживания, которые теперь будут располагаться не в зданиях ЦОНа, как раньше, а во фронт-офисах при акиматах, учебных и медицинских организациях. Сейчас ведется работа по открытию таких секторов. В Костанае секторы самообслуживания открыты  в здании Центра быстрого реагирования iKomek (который находится по адресу: ул. Пушкина, 98), а также в здании Центра миграционных услуг (адрес:  Тәуелсіздік,114). Также сектора открыты в четырех поликлиниках Костаная № 1 (ул. 1 мая, 151б), №2 (ул. М. Хакимжановой, 56а),  №3 (проспект Кобланды Батыра, 21), №5 (ул. Уральская, 14). Помимо этого, открыты сектора самообслуживания в архивах региона: в государственном архиве Костанайской области (ул. Майлина 2/6 и ул. Тәуелсіздік, 82) и Костанайском городском государственном архиве (ул. Гоголя, 111). И мы не остановимся на достигнутом. Секторов самообслуживания будет еще больше, чтобы граждане могли получать услуги самостоятельно.

– С секторами самообслуживания ясно. А если человек не знает, как получить эту услугу? Скажем, если он обратился на портал впервые?

– На сегодняшний день ситуация складывается так, что усиливается «мощность» контакт центра 1414 . Сегодня по всей республике опытные сотрудники госкорпорации «Правительство для граждан» привлечены к работе контакт центра. Специалисты отвечают на телефонные и видеозвонки. Любой гражданин Казахстана может получить подробную информацию о госуслугах и о том, как их получить самостоятельно, именно по номеру 1414.

– Видеозвонки? Для чего они нужны?

– Для консультации, во-первых. Также видеозвонок необходим для регистрации в базе мобильных граждан и получения ЭЦП. Помните, как раньше? Даже если вы оформляли ЭЦП онлайн, все равно надо было прийти в ЦОН, чтобы пройти идентификацию личности. Теперь этого делать не придется. Процедура проходит в формате видеозвонка. При себе надо иметь удостоверение личности. Оператор посредством видеозвонка идентифицирует вашу личность и вы получите ЭЦП. Кстати, если получаете ЭЦП, попросите сразу зарегистрировать себя в Базе мобильных граждан. Это откроет доступ к альтернативным способам получения госуслуг онлайн. Речь идет о чат-ботах в мессенджере Telegram, соцсетях ВКонтакте и Facebook, а также мобильном приложении eGov mobile. Вы даже не представляете, как это удобно, получать услуги через свой мобильный телефон. В наших разговорах, как вы помните, я часто пользуюсь такой фразой «ЦОН в кармане». Так оно и получается. Несколько кликов по экрану, пара минут и самые популярные справки у вас в мобильном, ну, или удобнее, вы их сразу можете отправить себе на почту. Помимо этого, в мобильном приложении, единожды «прикрепив» его к ЭЦП, можно будет не вводить электронную цифровую подпись каждый раз, как пользуешься приложением. Можно  настроить использование по отпечатку пальца или идентификации лица. Как вы привыкли в своем мобильном. Это так же облегчает процесс получения госулуг.

Кстати, говоря об ЭЦП, хотелось бы вот что сказать. Раньше люди относились к электронной цифровой подписи как к одноразовому паролю для получения госуслуги. Получили справки, а потом и неизвестно куда делась флешка с ЭЦП. Нужна новая услуга – опять идут в ЦОН, получают ЭЦП и так бесконечное количество раз. Теперь, я думаю, граждане, наконец-то, изменят свое отношение к ЭЦП. Поймут, что это, действительно, цифровая подпись. Она открывает доступ к сотням госуслуг. И флешка с ЭЦП будет всегда при себе, чтобы услуги эти  получить в нужное время. И новую получать постоянно не придется, потому что все будут ее продлевать заранее, до истечения срока действия ЭЦП. Я думаю, именно такие позитивные изменения произойдут в ближайшем будущем.

– А как же быть жителям сельской местности? Не везде хороший интернет, есть населенные пункты, где его нет. Как им получать услуги, если ЦОНы перешли на новый формат работы?

– Этот момент был учтен на уровне республики заранее. Озвученные новшества коснутся только работы центров обслуживания населения городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента и областных центров. Это означает, что ЦОНы, расположенные в городах районного значения, а также в райцентрах, будут работать без изменений. То есть, в нашей области изменения коснулись только костанайских ЦОНов. Опять-таки из-за сложившейся эпидемиологической ситуации, принято решение пока запускать граждан в ЦОНы небольшими группами. Делается это для профилактики распространения инфекций, а также возможности регулярно проводить дезинфекцию помещений.

– Последний вопрос: будет ли увеличиваться количество услуг, оказываемых в формате онлайн?

– Конечно! О том, что ЭЦП теперь получают в режиме онлайн, я уже сказал. Во время действия режима ЧП был запущен новый сервис. Наши коллеги из АО «НИТ» запустили на портале электронного правительства сервис по постановке на учет новых автомобилей, купленных в автосалоне. Раньше можно было только снять с учета и поставить на учет авто с прокатом. И список этот будет увеличиваться. Так что, слово за цифровизацией! А наша задача сегодня продолжать обучать граждан тому, как получать госуслуги онлайн.

Кристина ГЕРАСИМОВА