Как рабочие КАМЗ осваивают психоанализ и Кайдзен
Уникальный учебный центр с психологическим уклоном на предприятии АПК создан в конце 2019-го на базе Костанайского агромеханического завода (КАМЗ) при «Олжа Агро». Эта особая структура, одна из немногих в Казахстане, сразу столкнулась с трудностями организации – после первых занятий в феврале 2020-го деятельность пришлось временно свернуть из-за антивирусной кампании. Тем не менее, говорят кураторы курсов, это только укрепило новый Центр.
Костанайский агромеханический завод, конец рабочего дня. Руководители производственных участков, мастера да и просто рабочие, не торопятся уходить. Сегодня их ждёт лекция по этике, через неделю и дальше – по психологии, конфликтологии, занятия по японской системе Кайдзен…
Сами участники говорят, что эти часы теории и практики всегда бывают очень познавательны и полезны. Елена Владимировна Кузнецова руководит плановым отделом завода:
— Я постоянно хожу сюда. Темы каждый раз разные. Мы говорим о лидерстве, об адаптации в коллективе, о том, как избегать недопонимания, ссор. Многие мои коллеги впервые открыто обсуждают такие вопросы и раскрываются, например, в деловых играх или в мозговом штурме. Это элемент необходимого общего развития любого современного специалиста, который в итоге влияет и на производительность.
Стоит заметить, профессиональным обучением и повышением квалификации на КАМЗ занимались всегда. У новой же структуры под знаком «пси» довольно необычные для предприятия АПК задачи.
— Центр необходим прежде всего для разностороннего развития и профессионального роста наших сотрудников, – говорит руководитель и организатор Центра Алёна Исрапилова, – и полностью отвечает целям развития как завода, так и холдинга в целом. Мы освещаем множество тем – психологических, психоэмоциональных. Это этика общения с людьми, конфликтология и многое другое из арсенала психологов. Раньше у нас разделяли расхожее мнение – ну зачем работяге, к примеру, в столярном цеху какая-то этика? Квалификацию повышаем, занятия по технике безопасности проводим – и достаточно. Оказалось, не так. Да, новый Центр функционирует с отрывом от производства, то есть сотрудники посещают занятия после работы. Вот мы думали – каково им, уставшим, будет ещё и слушать лекции? Но после первого же занятия все увидели, как люди буквально загорелись. Мы тщательно проанализировали сложности в работе, во взаимоотношениях в коллективе. И да, проблемы в коммуникации не решаются в цеху, а значит, они накапливаются у работников. А ведь это вопросы, с которыми все мы сталкиваемся каждый день! Мы думали, психология – это настройка, а оказалось – платформа! Мне даже говорят: а давайте примем на работу постоянного психолога?!
Иногда, признаётся Алёна Исрапилова, работник даже не отдаёт себе отчёт в том, что вынужден преодолевать трудности психологического плана. А что необходимо сотруднику для повышения качества его работы? Позитив, внимание к его персоне, к его проблемам.
— Мы начали пока с управленческого персонала, на очереди – подключение всех рабочих завода, в планах – представителей всех подразделений холдинга «Олжа Агро», куда входит наш КАМЗ. Наши лекции – это деловая этика, умение делиться опытом, умение самостоятельно и доходчиво написать хотя бы служебную записку – и речь идёт даже не о грамотности, умение избежать конфликта, умение оптимально решить производственную задачу. Вот, например, система Кайдзен. Её можно назвать философией постепенного улучшения и экономикой бережливого производства. Это сродни науке: как совершенствовать систему взаимоотношений, как минимизировать затраты на тех же самых ресурсах, которые мы имеем?
В качестве лекторов Центр приглашает тренеров – профессионалов, известных специалистов. В этот день мы познакомились с Владимиром Алексаниным. У него три высших образования – юридическое, экономическое и психологическое – коучинг, арт-терапия… Его принцип – гибкость, отсутствие жёсткого императива:
— Сегодня я впервые провёл здесь мастер-класс и практическое занятие по теме «Управление стрессом и создание личной формулы антистресса». Это актуально для каждого – если вы испытываете стресс, значит вы живы! Со стрессом нельзя бороться – его нужно преодолевать. Ваши сотрудники сами рассказали мне о том, что их беспокоит. Мы сгруппировали их тревоги, и упорядочили в логическую схему. И я эмпатически чувствовал их синергию, их желание подключиться к командной работе, используя свою авторскую методику «четырёх С». Что это такое? Приходите на мои занятия!
Озвучить, выявить и решить – вот принципы работы Центра. Конечно, считают здесь, смысл такого рода обучения – не провести несколько невзаимосвязанных лекций или презентаций, ведь ценная информация может попросту не осесть в голове. Главное – изменить саму культуру поведения, заставить знания превратиться в умения, а умения – в «долгоиграющий» навык поведения. Во благо человека и для пользы компании.
Игорь Нидерер