Сакральные объекты Костанайской области имеют древнюю историю. Это культовые архитектурные сооружения, города, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки и исторические ландшафты. Особую популярность имеют культовые архитектурные памятники, как правило, лучше сохранившиеся до наших дней и более почитаемые. О нескольких из них рассказала ученый секретарь Костанайского областного историко-краеведческого музея Куляш ОМАРОВА.
Основной объём историко-культурного наследия составляют археологические памятники, которые разбросаны по всей территории области. Они охватывают громадный хронологический период: от глубокой древности, каменного века, до позднего средневековья. Они беззащитны перед временем и требуют серьёзных научных исследований, работ по консервации и реставрации, а также продуманного подхода к эксплуатации.
Одним из таких мест является место захоронения акына Нуржана Наушабаева, которое расположено на старом мусульманском кладбище села Владимировка Костанайского района, где установлен и памятник. В начале года этот объект был отнесен к сакральным объектам.
– ПоэтНуржан Наушабаев (1859 — 1919 г.) родился в ауле Куттык Кустанайского района, – поделилась Куляш Омарова. – Он рано лишился матери и воспитывался у прабабушки Агайши – супруги знаменитого акына Шал Кулеке-улы. Первоначальное образование получил у аульного муллы, позже учился в медресе Троицка. Усердно занимался самообразованием, свободно владел русским, татарским, башкирским и другими тюркскими языками. Нуржан был одним из самых близких друзей и соратников ученого-просветителя И. Алтынсарина. В народе был популярен айтыс Нуржана с Бибисарой о любви и взаимном уважении девушек и джигитов. Но самой сложной формой айтыса является загадка. В этом словесном состязании должны проявляться не только остроумие и красноречие, но и широкие знания, сообразительность. «Каждый художественный жанр имеет свои вершины, свои шедевры. Из айтысов-загадок замечательным в этом отношении является айтыс Сапаргали (Куанышева) и Нуржана», — писал Сабит Муканов в книге «Народное наследие».
По словам специалиста, этот айтыс состоялся в форме вопроса — ответа и каждый вопрос-ответ состоял из четверостишия. В лаконичной форме надо было уметь разгадать загадку и самому придумать такую, чтобы соперник не в силах был отгадать. Нуржан своим учителем считал Жиренши шешена – известного казахского оратора, бия.