лен-корреспондент международной Академии Творчества. почетный журналист Казахстана, деятель культуры РК, лауреат международной премии имен Махмуда Кашкари за выдающиеся вклад в дело развития общетюрской культуры, литературы, тюркологии, лауреат международной литературной премии имени Мұхаммеда Хайдара Дулати, лауреат международной премии «Алаш».
– Я с большим удовольствием воспринял решение нашего правительства. Теперь каждый год 10 августа в день рождения казахского поэта, просветителя Абая вся стрна будет отмечать этот праздник. Абай – не только поэт, он философ, мыслитель, символ казахского народа.
«Сын отца – твой враг, сын человечества – твой брат» – говорил великий Абай.Благодаря великому поэту казахского народа Абаю монологи Евгения Онегина и песни Татьяны распевались в глухих аулах. Интересен тот факт, что стихи Абая, в том числе и переводы, я имею в виду отрывки из «Евгения Онегина», еще тогда дарились, как драгоценности, молодым девушкам в приданое. Образ прекрасной русской девушки пленил сердца казахских жигитов. В степи прозвучали песни, которые Абай назвал «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Татьяны». Кто сложил эту исповедь сердца, юную печаль? Она родилась от взаимных связей Абая с пушкинским слогом.
Поэт в свое время чувствовал себя одиноким даже в родной среде, как могила шамана. Разочарования и боль поэта прослеживаются в каждом его стихотворении. Уродливые поступки современников, часть молодежи, которая выбрала лень и беспутство, чинопочитание многих земляков не могли не отражаться в его душе. Он с горечью писал о новоявленных лежебоках, тунеядцах, хвастунах, хамелеонах, писал открыто, что, смотря на них, у него кипит кровь, и тело, и душа болит.
«Вместе с Абаем, становящимся постепенно духовным оком своего трудового народа, я старался постичь душу этого народа и раскрыть ее в лучших ее проявлениях. И пылкие чувства юного Абая, раздумья и деяния зрелого Абая, борьба и драма Абая — наставника, заступника народа в преклонные годы его жизни – все вместе должно было открыть пути к душе народа его эпохи. Абай – зрячее око, Абай – отзывчивое сердце, Абай – мудрость народа – в моих поисках, в целом является воплощением чувств, дум, волевых порывов народа, души его, всего сокровенного в нем. Во имя такого замысла и был взят мною образ Абая» – писал в своей автобиографии М. Ауэзов.
В стихотворении «Читая Абая» поэт Турмагамбет Изтлеуов писал:
«Несутся облаков жемчужных вереницы,
На кладбище поют весну встречая, птицы.
Как я могу назвать того умершим,
Кто написал бессмертные страницы».
И в действительности Абай бессмертен. И к нему никогда не зарастет народная тропа. Абай был и будет всегда с нами как свет совести казахского народа.