Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Лилия САРКИСЯН:«Счастье приходит к тому, кто много трудится»

22 октября 2020 15:00 • 801 просмотров

Она всегда в центре событий – на острие проблем. Ее знают, к ее мнению прислушиваются, ее инициативы поддерживают. Более 50 лет  профессор кафедры психологии преподает в Костанайском региональном университете им. А.Байтурсынова.

«Спеши творить добро!» – жизненное кредо Лилии Вагановны. Шестой год она возглавляет Совет матерей Ассамблеи народа Казахстана Костанайской области. Она стояла у истоков открытия первого психологического факультета в Казахстане, открытия специальности «Казахская филология», а также организации обучения в вузе студентов-инвалидов.

Про себя она говорит, что старается жить интересными делами и не быть равнодушным.

– Лилия Вагановна, откуда ваш дух оптимизма и за что так любите Костанай?

–  Дух оптимизма от моих родителей и нашей дружной большой семьи, где всегда царили любовь, взаимопонимание и поддержка. Родители всегда в нас верили и всегда поддерживали, поэтому все у нас получалось. Это и есть истоки моего оптимизма.

Я родилась в Костанае и уезжала надолго только один раз на учёбу в Москву. Но и в Москве очень скучала по родному городу, по своей семье и  по своим друзьям, поэтому много обо всем этом говорила. Мои сокурсники всегда удивлялись этому и говорили: «Ну, что такого может же быть в этом Костанае», а для меня мой город всегда был лучшим. Моя любимая фраза: «Если есть на свете рай, это город Костанай». И это на протяжении десятилетия подтверждается позитивными впечатлениями тех, кто приезжал с деловыми визитами в наш город. Они всегда поражались гостеприимству и широте души костанайцев. И сейчас Костанай – мой самый красивый, самый родной город, которому я не изменила даже  тогда, когда было много заманчивых предложений по работе в вузах России. Хотелось бы, чтобы более бережно относились  к зеленым насаждениям нашего города. Очень важно вернуть традицию посадки деревьев самими горожанами – и детьми, и взрослыми, чтобы каждый потом бережно относился к нашим дворам и скверам.

– Образование вы также получили в Костанае?

– Здесь я окончила школу, потом Педагогический институт. Спустя 5 лет я поступила в МГУ им Ломоносова по специальности психологии. Мне очень везло с Учителями и в школе, и в пединституте, но особенно в университете, где в то время преподавали профессора определившие становление психологической науки.  Это были ученые исследователи – основоположники современной теоретической и прикладной психологии. Это были педагоги с самой большой буквы. Для своих студентов они были примером служения своей стране, потому что почти все они участвовали в Великой отечественной войне. Также искренни они относились к своей профессиональной деятельности. Их эрудиция, глубина знаний, интелегентность, высокая внутренняя культура, демократизм по отношению к студентам завораживали. Я часто об этом рассказываю своим студентам. Их влияние в моем личностном и профессиональном становлении неоценимо. Потому что всегда хотелось следовать их примеру. И когда я вернулась в Костанай и была очень большая нагрузка в институте, понимание востребованности того что делаешь всегда придавало силы. И вспоминался текст плаката в одной из аудитории «счастье приходит к тому, кто много трудится». Это вселяло уверенность, что все получится.

– Как начались ваши общественные начинания, почему решили вступить в АНК и совет матерей?

– Создание АНК РК 25 лет назад было актуально, так как в экономически трудный годы перестройки только единственно народа и его сплоченность, межэтническое согласие, мир в стране были единственным крепким фундаментом, основой для решения всех сложнейших задач. Деятельность АНК способствовавала сохранению культурного наследия многонационального Казахстана. Развитию языков всех этносов, укрепляло в каждом гражданине мысль о том, что Казахстан наш общий дом, в котором дышится легко и это вселяло веру в будущее. Ассамблея развивалась накапливался опыт, появлялись новые направления деятельности, так возникли Советы матерей, целью деятельности которых является содействие укреплению семьи и пропаганды семейных традиций и ценностей. Эти цели задачи в полной мере соответствовали моей профессиональной деятельности и моей гражданской позиции. Нужно сказать, что время подтвердило правильность создания Советов матерей. В их состав входят самые неравнодушные женщины для которых чужой беды не бывает. Сейчас работа советов матерей концентрируется на том, чтобы реально помочь многодетным семьям, выпускникам детских домов в их жизненном и профессиональном самоопределении. А также советы матерей проводят большую информационно разьеснительную работу с молодежью, направленную на их подготовку к современной жизни и профилактику разводов.

– Большой пласт работы был проделан вам в работе Центра инклюзивного образования. Его работа ведь началась задолго до того, как инклюзию стали внедрять в образовании повсеместно…

– Этот центр был создан в 2001 году. КГУ им. А.Байтурсынова  был  первым в республике и примечательно то, что вся работа была организована на волонтёрских началах, что и продолжается до сегодняшнего времени, думаю,  что в Год волонтёра об этом уместно напомнить. Задумка изначально была такая: к 10-летию независимости принять на обучение в КГУ 10 студентов-инвалидов. А когда мы с большим трудом собрали кандидатуры тех, кто мог бы  учиться в университете, то есть, у кого на тот  момент было законченное среднее образование, их оказалось 29 человек. Нам не хватило душевных сил кого-то исключить из этого списка, потому что все они были в одинаково трудной жизненной ситуации. И поэтому все они были зачислены. Дальше началось решение всех возникающих проблем: от  элементарного обеспечения учебного процесса к обеспечению  компьютерами. Затем в связи с коммерциализацией образования – решения вопроса об оплате за обучение, ведь все студенты в течение четырех лет обучались за счёт средств  университета. Нужно сказать, что  в решение этой новой для всех проблемы включились все, когда встал вопрос об отчислении студентов-инвалидов. Преподаватели университета сдали  свой однодневный заработок,  студенты – по 50 тенге, и так мы собрали 700 тысяч тенге. А на следующий год за учёбу студентов-инвалидов уплатили члены создающейся партии «Нур Отан», которые тоже сдали по 50 тенге, и за одну неделю сумма составила миллион, по тем временам это были весьма значительные суммы, позволившие сохранить всех студентов. С 2006 года наш проект стал финансироваться из областного бюджета, сегодня – местными бюджетами. Все студенты первого набора имели очень высокую учебную мотивацию и успешно завершили учёбу.   И уже более 10-15 лет работают по специальностям по которым обучались в университете.

В числе наших выпускников два кандидата наук, один докторант, много магистров. Образование даёт инвалидам более широкие возможности и  силы для социальной адаптации, у них повышается самооценка, открывается другое видение своих возможностей. Сегодня приоритетом социальной политики Казахстана является создание без барьерного общества: без барьерного во всех отношениях – и в плане архитектурной среды, и универсального дизайна помещений, и психологической безопасности.  

– Что изменилось в работе Центра за эти годы?

– Сегодня в КРУ им А. Байтурсынова после большого перерыва вновь организован Центр психологии и инклюзивного образования, который проводит большую работу как со студентами с инвалидностью, помогая им адаптироваться в вузе и интегрироваться в его жизнедеятельность с позиции равный среди равных. Так и с преподавателями формируя у них навыики работы с этой категорией студентов. Заметим, что преподавателей вузов раньше этому специально не обучали.

Сегодня одной из актуальных задач создания инклюзивного общества является формирование у населения толерантного не дискриминационного отношения к людям с инвалидностью. Для этого университет инициировал и вместе  с партнерами провели День осведомленности, который проводится почти 40 лет во всех странах мира. Все наши мероприятия Дня осведомленности были направлены на то, чтобы проинформировать население о проблемах и трудностях людей с инвалидностью и сформировать представление о том, что Мы разные – Мы равные – Мы вместе.

– Лилия Вагановна, поделитесь, откуда вы берете энергию и вдохновение?

– Это социальный код моего поколения, которое живет по принципу «нам любое дело по плечу» и «дай мне любое дело, чтобы сердце пела». Человек угасает без интересных дел, которые его увлекают.  Ведь самое главное человеку знать, что он кому-то нужен, что он востребован. Конечно радует, что в нашем государстве приоритетном стало развитие человеческого капитала, что это главное ценность государства. Поэтому остается помнить о том, что в каждом человеке без исключения есть искра.  Будет ли она светит, зависит во многом от самого человека.