В Костанайской области запущен трехгодичный проект «Организация деятельности центров школьной медиации». Получается ли внедрить процедуру досудебного урегулирования в школах региона, рассказал президент ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области» Сергей Богатырев.
– Сергей Алексеевич, давайте сначала вообще о внедрении медиации в образовательный процесс поговорим? Ведь вы уже не раз поднимали вопрос о необходимости внедрения этой системы урегулирования споров в школах региона.
– Наш проект «Организация деятельности центров школьной медиации» рассчитан на три года. Считаю, что проект очень актуален. Сегодня мы много говорим о всякого рода насилии над детьми, о прочно вошедшем в жизнь наших детей буллинге. Буллинг (тра́вля (жарг. бу́ллинг — англ. bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно в коллективах школьников и студентов, но также и коллег. Поэтому часты случаи недопонимания, а порой и конфликтов между родителями и учителями, между родителями. Отношения взрослых пагубно влияют на психологическое здоровье детей. Как научить взрослых мирно решать наболевшие вопросы, смягчать конфликтные ситуации, к кому обратиться, когда не хватает своих знаний – вот для чего создаются школьные службы примирения. Наш Фонд проблемой буллинга, конфликтологией и внедрением медиации в школах занялся немного ранее – в 2018 году. Два года назад в городских школах был реализован пилотный проект по внедрению медиативных технологий в общеобразовательные учреждения. Проект реализовали в пяти школах областного центра. Мы получили практические навыки по внедрению и развитию служб примирения в школах.
В ноябре 2019 года по заказу Управления образования ОФ «Ассоциация Медиаторов Костанайской области» провел научно-практическую конференцию «Потенциал школьных служб медиации в концепции устойчивого развития общеобразовательной организации». В работе конференции приняли участие представители всех отделов образования регионов области а также представители ювенальной полиции, судов. Состоялся продуктивный диалог между участниками конференции.
– Каковы задачи на 2020 год?
– В этом году перед нами была поставлена задача создать и организовать деятельности районных и городских филиалов Центров медиации. В 2021 году – «Отбор и обучение основам медиативных технологий руководителей районных и городских Центров медиации и школьных служб медиации (примирения)». В 2022 – «Содействие в организации деятельности школьных служб медиации (примирения)». В проекте с нами работают города Рудный, Лисаковск, а также Мендыкаринский, Узункольский, Карабалыкский, Аулиекольский, Сарыкольский, Карасуский, Денисовский районы, район им. Б. Майлина. Стоит отметить, что в этом году (до объявления карантина), мы побывали в пяти проектных территориях, где знакомили ответственных за внедрение медиации в школах районов (городов), с проектом, определили направление нашей совместной деятельности и выработали алгоритм создания филиалов Центра школьной медиации во всех проектных территориях. К сожалению, жизнь внесла свои коррективы в деятельность по проекту. Мы, как и многие организации нашей страны перешли на работу в онлайн режиме. Информационно-организационный период проекта завершен. Мы перешли к информационно-консультативному этапу. А это включает в себя работу с руководителями региональных филиалов Центра школьной медиации. Готовятся практические рекомендации по алгоритму создания школьных служб примирения. На базе платформы ZOOM, будут проведены вебинары для руководителей филиалов по конфликтологии и профессиональному выгоранию, руководители служб школьной медиации согласно составленному графику получат алгоритм создания и развития служб школьного примирения, а также консультационную поддержку по всем вопросам, связанных с внедрением медиативных технологий в общеобразовательных учреждениях.
– А действительно ли школьная медиация так необходима нашему обществу?
– Даже не обсуждается. Разве тема буллинга в школах это не повод бить тревогу? Давайте обратимся к официальным источникам. По данным доклада о положении детей в Республике Казахстан в 2018 году, размещенного на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК, половина школьников во всем мире в возрасте от 13 до 15 лет, что составляет около 150 млн детей, сообщают, что испытали насилие со стороны сверстников на территории школы и за ее пределами. Существует множество форм насилия, с которыми сталкиваются подростки в классе и вне класса. Появившееся новое понятие «школьная медиация» можно определить как систему общественных отношений в образовательной среде, возникающих между конфликтующими сторонами и беспристрастной незаинтересованной третьей стороной-медиатором.
Тина Мова