С началом января их стоимость выросла вдвое – до 500 тенге за десяток. Однако ралли на этом не остановилось. И вот новая планка – 700 тенге, сообщает express-k.kz
Соцсети отреагировали на рост цен черным юмором.
«Яйца стоят так, как будто их мечут осетры», – пишет жительница Алматы.
«Кризис ударил по яйцам», – сетует другой остряк.
«А может, завести кур в квартире?» – размышляет третий.Существует продовольственная корзина, на которую предприниматель не может повышать цены больше чем на 15%, – прокомментировала ситуацию «ЭК» председатель Национальной лиги потребителей Светлана Романовская. – Но никто не соблюдает этот закон. Мы видим двукратное повышение цен на подсолнечное масло. Яйца тоже выросли в цене. Они еще недавно стоили 370 тенге. К сожалению, госорганы не хотят заниматься этим вопросом. Хотя есть профильный орган – Министерство торговли и интеграции. Все предприниматели ссылаются на кризис, на пандемию.
Глава Ассоциации яичных производителей Максим Божко объяснил «ЭК», что виной повышения цен являются сразу несколько обстоятельств.Во-первых, выросли цены на корма, – говорит он. – На 60% выросли цены на подсолнечное масло. Шрот подсолнечный и шрот соевый подорожали на 45%. А они занимают большую долю в рационе птицы. Пшеница два года назад стоила 40–50 тысяч тенге за тонну, сейчас цена доходит до 100 тысяч тенге. Во-вторых, правительство сократило субсидии в два раза. То есть если раньше субсидии составляли 2–3 тенге на яйцо, то сейчас составляют 1–1,5 тенге. И, наконец, птичий грипп. Мы потеряли больше двух миллионов птиц – это 20% от всего поголовья. Если раньше мы обеспечивали потребности Казахстана и даже могли отправлять товар на экспорт, то сейчас наблюдается дефицит. Я считаю, что справедливая цена – это себестоимость плюс маржинальность 15–20%. Но такой прибыли у яичных фабрик не было последние три года. Маржинальность составляла в среднем 2–3%. Кто-то работал в ноль, а кто-то в минус. Из-за этого обанкротилось две фабрики.
Как отметил собеседник, сейчас на дефиците пытаются нажиться посредники.Допустим, себестоимость яйца составит 30 тенге, плюс представим маржу 6 тенге, – говорит Божко. – Также нужно учесть затраты дистрибьютора 20–30%, а это уже выходит 45 тенге. И магазин по закону может заработать еще 15% сверху. Таким образом, мы получаем яйца по 500 тенге за десяток. Но тут включается «дикий рынок». Поэтому мы и получаем яйцо и по 600 тенге, и по 650. У нас не организована дистрибуция. Она хаотичная. И зарабатывают в основном посредники. В супермаркетах, где еще можно контролировать, продается 15%. Большая часть реализуется на базарах и в мелких магазинах. А там вообще никто не контролирует цены.
Впрочем, Максим Божко считает, что цены стабилизируются. Во-первых, летом всегда наблюдается падение спроса. Во-вторых, фабрики начали восстанавливать поголовье. Нужно подождать, пока куры вырастут и начнут нестись. Чтобы восстановить поголовье, производителям понадобится год.