История знает много талантливых женщин: среди них политики, предпринимательницы, дизайнеры, актрисы. В чем секрет женского успеха? Чем женский подход к бизнесу отличается от мужского? Почему количество женщин в бизнесе или женщин, занимающих высокий пост, стремительно растет? Председатель Совета деловых женщин Костанайской области Наталья БУЛАТОВА в интервью «К-АГРО» рассказала о деятельности Совета, где много успешных женщин, и о том, как построить женский бизнес в регионе.
– Наталья Геннадьевна, расскажите о Совете деловых женщин Костанайской области?
– Совет деловых женщин (далее СДЖ) способствует развитию предпринимательства среди женщин. Есть два ответвления работы: первое- для тех, кто начинает, хочет или те, кого мы можем смотивировать, чтобы они стали предпринимателями и открыли свое дело. В основном маленькое, потому что женский бизнес – это микро-, малый и средний бизнес. И второе направление – это помочь развитию бизнеса тем, кто уже стоит на ногах, дать им возможность для масштабирования, раскрытия своего потенциала и движения вперед. Вот с этой целью создан Совет. Почему именно по женщинам, потому что мужчины в обществе итак на флагманском плане по части всех основных видов деятельности и бизнеса тоже. И бизнес, как правило, возникал и всегда был мужским делом. Хотя ярких примеров женского бизнеса мы знаем много, та же Коко Шанель, она же была не только творческим человеком. Также Estée Lauder Companies, L’Oréal. Или к примеру, мадам Бурда, которая начала свой бизнес в 42 года, а до этого вообще была домохозяйкой.
– В чем заключается деятельность Совета? Какую именно поддержку оказывает женщинам Совет деловых женщин Костанайской области, какие вопросы помогает решить?
– Прежде всего, поддержка в Совете деловых женщин оказывается информационная. Это очень важно, потому что у нас каждый год увеличивается количество решений со стороны Правительства, других государственных, квазигосудаственых органов по поддержке женского предпринимательства и предпринимательства в целом. Но вот сориентироваться во всей этой ауре информации женщине очень тяжело. У нас банки все время рекламируют какие-то программы льготного кредитования и у каждых банков разные условия. Фонд «Даму» оказывает свою поддержку. Если вы придете в «Атамекен» то получите грамотную юридическую консультацию о том, как начать бизнес. Если взять крупные банки, которые работают с правительством: Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, они тоже вносят свою лепту. Вот мы очень тесно работаем с Европейским банком реконструкции и развития. У нас много женщин в области, в том числе членов СДЖ, которые получили определенные гранты от ЕБР. У одного только ЕБР есть несколько программ, по которым они работают с бизнесом и женщинами. И вот во всем этом море информации женщинам нужно как-то ориентироваться. Они приходят к нам, и мы, выслушав что это за предпринимательство направляем их куда надо, помогаем сформулировать необходимые заявления, а иногда выстраиваем план движения вплоть до открытия своего бизнеса, при этом даем в виде куратора и консультанта члена СДЖ, у которой уже действует подобный бизнес.
– Традиционно принято делить профессии на женские и мужские? На ваш взгляд, есть ли место женщине в предпринимательстве?
– Конечно, есть. Женщины, успешные в бизнесе, будут всегда. Но, как показывает практика, успешных мужчин, прежде всего на руководящих постах, всегда больше. Женщины ориентированы на стабильность, они более гибки и терпеливы. Есть профессии, где требуется умение не столько рисковать, сколько выстраивать систему, поддерживать ее стабильность, предвидеть заранее грядущие изменения. В этих сферах в качестве более эффективных управленцев, вполне возможно, будут преобладать женщины. Именно сейчас то время, когда женщин руководителей крупного бизнеса должно становиться все больше. Думаю, что раздел между мужскими и женскими профессиями проходит там, где физические различия женщин и мужчин проявляются больше всего.
– Вы много общаетесь с бизнесменами. Можете ли нарисовать портрет женщины-предпринимателя?
– Современная женщина предприниматель – многоликая, потому что сами женщины очень разные. Вот в фильмах, особенно более раннего периода, всегда возникал такой образ, если женщина руководитель компании, особенно покрупнее, или владелица, то это стерва. Но знаете, нет, это не так. В предпринимательстве эта бесконечная ответственность, которую берешь на себя, необходимость решать огромное количество вопросов, конечно, выковывает железный стержень в женщине. Но все же, я считаю, природа женщины, ее женственность не должна растворяться при этом, а наоборот должна способствовать решению вопросов, может немного по-другому, более гибко, плавно. С моей точки зрения, женщина предприниматель – это более трудолюбивый человек, собранный, дисциплинированный, с внутренним стержнем и все равно бесконечно женственная.
– На ваш взгляд, какие сферы бизнеса оптимально подходят для женщин?
– Очень подходит все, что связано с услугами – сфера обслуживания, торговли, красоты. Сегодня очень сложно говорить, что подходит, а что нет. Почти все подходит, потому что настолько доступной стала любая информация.
– Как вы оцениваете усилия государства по поддержке женского бизнеса?
– Сегодня государство делает немало в вопросах по поддержке женского предпринимательства. Это и программы льготного кредитования через банки второго уровня, правительственная поддержка программ ЕБР и Азиатского банка развития, инициативы Фонда «Даму» и другие. Единственное, что когда все это спускается на места, не всегда воплощается так оперативно, так правильно и в таком же объеме, как изначально задумывалось и хотелось бы.
– Кого из бизнес-вумен нашей области вы могли бы назвать в качестве примера как сделавших успешную карьеру в бизнесе?
– У нас в СДЖ есть уникальные женщины. К примеру, Светлана Михайленко, которая более 20 лет руководит группой компаний Сарыбай, а это полный цикл от производства сельскохозяйственной продукции через вторичную переработку до конечного продукта. У нас есть генеральный директор ТОО «Квард LTD» Наталья Лапшина. Сейчас она является депутатом городского маслихата – на определенном этапе развития женского бизнеса у многих женщин, когда бизнес уже поставлен, появляется возможность и внутренняя необходимость заниматься делами людей вокруг. У нас есть женщины руководители банков. По инициативе руководителя местного отделения Альфа Банка Алии Ахметовой была внедрена система для клиентов этого банка, при которой за два- три дня человек получает кредит. Для женщины предпринимателя это колоссально важно. Еще одна женщина СДЖ Юлия Бубнова, руководитель группы компаний Эксперт, которая со своим супругом сделала очень простую в использовании ясную и доступную программу управленческого учета в обществах собственников имущества (ОСИ). И эта программа у нас путешествует по всему Казахстану и люди ею пользуются.
– Как обстоят дела с женским предпринимательством в районах?
– В районах нашей области женское предпринимательство, конечно есть, и развивается. Мы в этом году поставили задачу образовать в каждом районе области районный Совет деловых женщин: объединить самых активных и лучших женщин предпринимателей в районах. В апреле планируем провести первую Zoom-конференцию, посвященную вопросам женского предпринимательства в районах.
– В Костанае появится ресурсный центр по развитию женского предпринимательства, как вы считаете, каким образом это отразится на экономике региона?
– Образование ресурсных центров поддержки женского предпринимательства — это решение было принято на экспертном совете, который прошел 3 марта в Нур-Султане. Был подписан меморандум о создании ресурсных центров председателем Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Ляззат Рамазановой, министром экономического развития РК и министром труда и социального развития РК. Это серьезнейший шаг по поддержке женского предпринимательства у нас в стране. Сейчас по итогам 2020 года примерно 47% предпринимателей — женщины. Это практически половина, и во многом делает экономику. Ведь это то, что стимулирует потребительский спрос, а потребительский спрос- важнейший элемент экономического развития. Считаю, что такие ресурсные центры просто необходимы. В них женщина должна получить всю необходимую помощь: информационную, методическую, сопровождение своих проектов, может быть, менторов, сопровождающих от начала до конца. Мы предлагаем собрать воедино всю информацию поддержки женского предпринимательства от всех источников, которые ее оказывают, и систематизировать в интерактивной программе. Мы видим это так: женщина приходит в ресурсный центр, набирает на интерактивной доске направление своего будущего предпринимательства и получает в виде системной информации все меры государственной поддержки, которые на этот момент существуют в стране, касающиеся именно этого вида ее предпринимательства. И это первый шаг!
– Назовите три правила женщины в бизнесе.
– В первую очередь – профессиональная грамотность – это то, что вызывает уважение мужского сообщества. Никогда не терять женственность. Уметь сортировать информацию и верить только в хорошее, не теряя позитивный настрой.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора