Представителям медового бизнеса в последнее время приходится несладко. Виной всему сокращение площадей медоносных культур и отсутствие выходов на супермаркеты и крупные торговые сети. Как результат – пасек становится меньше, а привозного меда больше. О своих проблемах пчеловоды рассказали на встрече с членом Регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области, депутатом городского маслихата Натальей Лапшиной.
Мероприятие прошло 31 марта в областной филармонии с участием представителей проектного офиса «Kostanai — Adaldyq Alany», областного филиала партии «Nur Otan», Альянса женских сил костанайской области и бизнесменов. Вопросы обсуждали самые разные – от частных до системных, решение которых возможно только на правительственном уровне.
«У меня небольшая пасека, и я планирую расширять этот бизнес, но сталкиваюсь с рядом проблем, которые характерны для всех, кто работает в этом направлении. Многие пчеловоды продают свою продукцию, что называется, на дороге. Она качественная, но нам бы хотелось поставлять ее в магазины, супермаркеты. Крупные супермаркеты не могут заключать договора с фермерами, которые не производят мед в промышленных объемах. Поэтому таким, как я необходимо придать статус, а также решить вопросы сертификации продукции. Это даст возможность продавать людям качественную, экологически чистую продукцию, и создаст для нас рынок сбыта», — выступил предприниматель Игорь Верещага.
Пчеловод отметил, что в других странах в крупных супермаркетах есть «фермерские уголки», где можно купить продукцию мелких производителей. Это один из выходов, считает он.
Вторая глобальная проблема — сокращение полей, засаженных медоносными сельскохозяйственными культурами. Аграрии все чаще засевают поля самоопыляющимися растениями. То есть пчеловодам попросту негде ставить пасеки.
В Палате предпринимателей Костанайской области считают, что единственный путь выхода на крупные торговые сети — кооперация. Положительный пример есть в ВКО, где несколько пчеловодческих хозяйств, объединившись, не только без особых затрат сертифицировали продукцию, но и вышли на китайский рынок. Вопрос нехватки посевных площадей медоносных культур сегодня также прорабатывается. Костанайский филиал союза пчеловодов «Бал Ара» ведет переговоры с лесническими хозяйствами в Карабалыкском и Алтынсаринском районах по выделению земель для посева «медоносов» — донника и гречихи. Конечно, в одночасье решить годами сложившуюся проблему не получится, но первые подвижки уже есть.
Среди других подняли и вопрос сопроводительных накладных на товары, который остро стоит в последнее время. Директор торгового дома «Президент» Наталья Середенко отметила, что предприниматели пока технически не готовы к нововведению.
«Все обозначенные вопросы будут подниматься на заседаниях Регионального совета, а также решаться путем депутатских запросов, вовлечения в диалог государственных органов. Первые шаги сделаны», — резюмировала Наталья Лапшина.