Каким будет это будущее зависит не только от того каких грамотных специалистов подготовит страна, не только от новых имен в научном мире республике… Зависит от того, как молодежь любит свою Родину. Что значит быть патриотом и можно ли воспитать патриотизм? Об этом мы поговорили с председателем ОФ «Научно-образовательный центр «Synergy» Русланой БРОВЧЕНКО.
– Руслана Витальевна, предлагаю вам построить наш диалог от общего к частному. Поэтому первым задам масштабный вопрос: как влияет модернизация общественного сознания на патриотизм молодежи?
– Почему бы и нет. Раз уж начинать с глобального, то стоит понимать, в условиях модернизации общественного сознания в нашей республике проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде обретает особую актуальность. Потому что в сознании некоторых молодых людей патриотизм воспринимается поверхностно, абстрактно. То есть это красивое понятие, которое можно где-нибудь в беседе использовать и сказать: «Я – патриот». Патетично так. А ведь понятие патриотизма предполагает, что гражданин чувствует на себе определенную ответственность за поступки, какие-то свои дела. Говоря о модернизации, нельзя не затронуть больной для нашей страны вопрос – утечка мозгов. Молодые и талантливые люди уезжают после школы учиться за границу и…И больше не возвращаются. Да и не только после школы, уезжает талантливая молодежь. Почему? Нет нужных молодежи условий для жизни и творчества. Понимаете, сознание модернизировать мало, нужно, чтобы молодежь хотела остаться жить в Казахстане.
Вот поэтому я и говорю, что патриотическое воспитание молодежи – это часть государственной политики страны.
Быть патриотом своей страны – всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание – это не только творческий процесс. Это, мне кажется, и настоящая борьба за молодежь, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистских настроений.
Сейчас многие говорят, что необходимо создание новой системы воспитания казахстанского патриотизма. Пропаганда национальной идеологии, воспитания казахстанцев при помощи стимулирования развития национальных культур, языков, обычаев и традиции, воспитания национального патриотизма на примере исторического сознания казахского и других этносов, проживающих на территории республики. Такая идеология будет способствовать решению проблем укрепления политической независимости Казахстана, этнополитической и этнокультурной общности казахстанцев, нравственного, физического и экологического оздоровления населения.
Но! Одной работы государства мало. Патриотизм должен воспитываться и в семье! Личный пример родителей всегда должен быть, действительно, примером, эталоном отношения к Родине.
– Это значит, что родители должны быть патриотами, так? А вы можете назвать себя патриотом Казахстана? Что лично для вас это значит?
– Я не из тех, кто направо и налево будет кричать, что я люблю свою Родину, я – патриот. Нет. Слова для меня в данном направлении значат мало. Я не считаю, что о любви к Родине надо говорить… Ее надо просто любить. Я горжусь, что живу в этой стране, горжусь тем, что у меня казахстанское гражданство, казахстанский паспорт. И это чувство меня согревает, я знаю, что у меня есть Родина. Это чувство и дает мне силы делать свою работу – помогать государству. Да. Я уверена, что неправительственный сектор – это весьма сильный помощник для государства. Мы помогаем в решении тех социальных вопросов, на которые не всегда хватает времени у госсектора.
– Насколько бы вы оценили уровень патриотизма казахстанской молодежи?
– Вы знаете, я не возьмусь отвечать на этот вопрос. Нельзя говорить о массе людей. Нужно говорить о каждом. Потому что патриотизм – это не стадное чувство, а индивидуальное. Любовь каждого из нас к своему родному краю. Пусть статистику подводят уполномоченные органы.
– А есть что-то, чего не хватает сегодняшней молодежи чтобы быть патриотами?
– Сегодня проблема с патриотизмом существует. Причем в кризисном состоянии находится не только чувство любви к Родине, но и многие другие фундаментальные ценности: почитание старших, скромность, порядочность. Современным миром правят эгоизм, прагматизм и культ материального превосходства, множатся самоуничижение, равнодушие, одиночество. Материальный фактор, возможность уехать за рубеж в поисках лучшей жизни иногда пересиливает привязанность к своей стране. Но говорит ли это об антипатриотизме? Нет. Просто пока так складываются современные реалии.
Но тут надо понимать, что патриотизм начинается с раннего детства. Как говорил Отто Бисмарк, «патриотизм начинается с детских игрушек». Давайте посмотрим, какие игрушки окружают наших детей? При этом не стоит забывать, что патриотизм прививается с детства и через уважение к Государственному Флагу, Гербу, Гимну, своему народу.
И когда маленькие дети с чувством поют Гимн Казахстана, прижимают свою правую ручку к груди, то в эту минуту взрослый человек понимает, что они искренне гордятся этим Гимном и вкладывают всю свою эмоциональную силу в исполнение. С этого и начинается воспитание патриотизма. И наша задача это чувство сохранить и приумножить. К сожалению, иногда взрослые об этом забывают.
– Каков он современный патриотизм?
– Я бы не разделяла это понятие на временные отрезки. Нельзя любить Родину как-то по-особенному. Патриоты есть всегда, и современный патриотизм ни в коем образом не отличается от того чувства, что жило в сердцах людей 20, 30, 100 лет назад… Патриотизм – это любовь к своей Родине, к своей малой родине, к своей земле, любовь к дому, в котором ты живешь, любовь к своей семье. Патриотизм – это то чувство, которое, естественно, надо воспитывать. Патриотизм – это же еще и гордость за родной край. И мы, взрослые, просто должны рассказать и показать, за что Родину не просто любят, но и гордятся ею. Патриотизм – это еще и желание защищать свою родину, делать ее лучше. Разве я не права? И что изменилось в понятии за 5-10 лет, 5-10 веков? Думаю, что очень емко по этому поводу сказал Владимир Даль: «Патриот – это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». То есть, понимаете, патриоты и вчера, и сегодня – они одинаково преданы своей Родине.
– Настоящий патриотизм – это, прежде всего, образованный патриотизм?
– Уровень образованности не влияет на чувство патриотизма. И в этом меня не переубедить. Зачастую сейчас бывает так, что образованный человек быстренько покидает свою страну (об утечке мозгов мы уже говорили). Но нельзя сказать, что это отсутствие патриотизма, вероятно, сложилась экономическая ситуация, вероятно, он нашел возможность где-то применить свои знания и он покинул свою малую родину. Так сложились обстоятельства. А вот человек, который менее образован, он любит свою страну, свой народ не почему-то. Просто любит. Опираясь на детские воспоминания, свои чувства. Он любит жить в этой стране. Если хотите, то на каком-то бытовом уровне. Но это не значит, что он не патриот. Патриот. Я не считаю, что уровень образованности важен, важно воспитание человека, его душа. А задача образования достучаться до сердца человека, всколыхнуть в нем не только тягу к знаниям, но и волну любви к Родине.
– Очень много молодых людей уезжает учиться в другие города и часто остаются там, насколько важно сегодня помогать своей малой родине?
– А это уж, как говорится, веление сердца. Тут ничто и никто не подвластен. Желание должно идти от сердца…
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора