Правовая культура личности, являясь частью правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер развития этой личности, которая обеспечивает ее социализацию и правомерную деятельность индивида.
«Что есть право?» задается вопросом норвежский криминолог Нильс Кристи. Опираясь на высказывания ученых, он считает, что право относится не к политике и власти, а к культурным ценностям, выделяя в нем гуманистические начала при принятии решений по правовым вопросам.
Профессор Фелпс из австралийского университета провел интересный опыт. В течение месяца он формировал группы из четырех студентов и поручал им за отведенное время решать управленческие задачи. Лучшая команда получала денежный приз. Студенты не знали, что в некоторые группы подсаживали специальных людей, которые играли порученные им роли. «Безразличный» закидывал ноги на стол и погружался в свой телефон. «Ехидна» по ходу обсуждения делала саркастические замечания и саботировала ход обсуждения группы. «Пессимист» постоянно сомневался, что задача разрешима и что команда с ней справится.
Фелпс обнаружил следующее: даже когда остальные три участника были способными и мотивированными, неконструктивное поведение четвертого снижало эффективность всей группы на 30-40%. Получается, сделал вывод ученый, что эффективность команды больше зависит от того, есть ли в ней хоть один слабый участник, а не от того, сколько в ней сильных.
– По сути, аналогичная ситуация складывается с воспитанием так называемой «антикоррупционной культуры» в молодежной среде, – поделился первый заместитель руководителя департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по Костанайской области Данияр Смагулов. –Многие эксперты забывают, что все, кто сидит за решеткой за взяточничество, это бывшие мальчики и девочки, которые ходили в школу, учились в университете и даже не слышали, что такое коррупция. Так откуда же они о ней узнали? Небольшое лирическое отступление в качестве примера. Некогда на Востоке жил правитель, который задался вопросом, является ли речь врожденной способностью у людей? Он поставил жуткий эксперимент. Он посадил в башню маленьких детей в обществе немых слуг, которые заботились о них. По прошествии лет он вошел в башню и увидел, что дети не говорили. Они лаяли, мычали, мяукали, но не говорили. Так он пришел к выводу, что речь – явление не врожденное. Возвращаясь к нашей теме, знание о том, что можно «купить» действия чиновника, так же не является врожденным. Представьте, что на первом курсе студентам воображаемого университета никто не сказал бы о том, что есть возможность «купить» оценку, и в дальнейшем они тоже не узнали бы об этой возможности. Разве стали бы они давать взятку преподавателю? Думается, что нет. Или другой пример, в советское время, явление наркомании было как нечто из ряда вон выходящее, наркоманов знали пофамильно и поименно. Разве кто-то мог бы стать наркоманом, если бы не знал и не понял, что так можно «уходить» от своих проблем и «получать удовольствие»?
Общество, окружающее индивида, объясняет, дает понять, рисует перспективы противозаконных и что хуже вредных действий. Ребенок, что играет на коленях у матери, не знает о возможностях денег, не знает о наркомании, алкоголизме и коррупции до тех пор, пока ему не расскажут и не растолкуют, что так «возможно».
– Кстати, «возможно» мы уже упустили нынешнее поколение госслужащих, конечно, не всех, однозначно большая часть из них являются настоящими патриотами, честными и неподкупными, но ведь новости о коррупционных проявлениях со стороны органов власти мы все еще время от времени слышим, перевоспитать эту категорию людей тоже можно, однако уже лишь карательными мерами, через стук судебного молотка, – отметил Данияр Смагулов. – Также мы можем спасти идущее им на смену поколение путем проведения активной политики формирования честности и добропорядочности в учебных заведениях, воспитания правовой культуры, передачи знаний о правах и обязанностях патриота и гражданина.
С этой целью по инициативе департамента Агентства по противодействию коррупции по Костанайской области во всех ВУЗах и колледжах региона открыты добровольно-патриотические клубы «Саналы ұрпақ» и школы добропорядочности. В них почти две тысячи ребят занимаются вопросами патриотического и правового воспитания, проводят дебатные турниры, устраивают акции «чистая сессия», флешмобы, конкурсы видеороликов, участвуют в открытых лекциях с видными общественными деятелями, спортсменами и государственными служащими.
– По оценке международного рейтингового агентства Тransparensy international за 2020 год, индекс восприятия коррупции в Казахстане остается на достаточно низком уровне (94 место из более чем 180 стран), – отметил Данияр Смагулов. –Коррупция в социальных сферах – весьма пагубное явление, коррупция в сфере образования – страшна вдвойне. Стоит задуматься, не потеряем ли мы очередное поколение, если не возьмемся за воспитание и профилактику коррупции уже сейчас…
Кристина ГЕРАСИМОВА