Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» поручил разработать единую жилищную политику, которая будет соответствовать различным уровням семейного дохода. О преобразовании Жилстройсбербанка, обеспечении казахстанцев жильем и новой «Программе «Женская ипотека» рассказала директор Костанайского областного филиала АО «Отбасы банк» Асель АСКАРОВА.
– Асель Досымхановна, расскажите, пожалуйста, с какими трудностями столкнулся банк во время пандемии и введенного карантина? Как изменилась работа банка в части покупки жилья?
– Мы столкнулись с теми же проблемами, с которыми столкнулась вся деловая активность Казахстана. В конце марта, когда объявили о том, что будут приняты карантинные меры, и санитарные врачи некоторых городов запретили работать нашим филиалам, часть функций мы перевели в онлайн. Самая большая задача была организовать процесс кредитных каникул – отсрочки. 27 марта мы объявили об акции «Семь шагов навстречу клиентам». У нас около 160 тыс. заемщиков. Фактически каждый второй ипотечник, который есть в стране, обслуживает свой заем на сегодняшний день в Отбасы банке. Было очень важно, чтобы эти люди получали быстрый и качественный сервис. Мы – первый и, наверное, единственный банк, который дал отсрочку по кредиту на три месяца без подтверждающих документов. Мы пошли на этот шаг, прежде всего, для удобства клиентов. Мы хотели, чтобы клиенты никуда не ходили, а максимально сосредоточились на борьбе с пандемией. С 15 апреля у нас был запущен специальный онлайн-сервис на сайте банка, куда нужно было просто ввести ИИН, зайти через интернет-банкинг, написать заявление в онлайн-режиме, не выходя из дома. Банк дал отсрочку с 15 марта до 15 июня. Там был выбор: можно было и 2, и 3 месяца отсрочку взять, в зависимости от предпочтений. Кроме этого, когда мы начали смотреть все механизмы отсрочки, то получается, что существует несколько способов. Самый популярный способ – это когда вы берете отсрочку на три месяца, а потом эти платежи за три месяца переносите на четвертый, пятый, шестой, либо делите их дальше. У этого способа есть очень важный недостаток – платеж в последующие месяцы увеличивается. А так как платеж по ипотеке – это всегда планируемый расход и семья заранее об этом знает, что им ежемесячно надо платить, допустим 70 тыс. тенге, то когда уже платеж будет 100 тыс. тенге, они могут и не справиться с этим. Поэтому было принято кардинальное решение, что мы данную отсрочку предоставляем следующим способом: мы эти три дополнительных месяца, когда человек нам не платил во время ЧП и карантина, поставили на конец его срока ипотечного займа. Допустим, заем необходимо было полностью погасить в июле 2026 года. У клиента еще появляются платежи в августе, сентябре, октябре. Зато он не платил с 15 марта по 15 июня. Мы думали, что 100% заемщиков обратятся за такой отсрочкой. Но, к счастью, у нас очень дисциплинированные заемщики. Очень многие – участники госпрограмм, для них это единственное жилье, они им очень дорожат. Поэтому статистика получилась хорошей. 18% или 28 800 семей обратились за этой отсрочкой и получили ее. Сейчас объем проблемной задолженности возрос, но, думаем, что к концу года он выправится. Мы всячески работаем с такими заемщиками, выясняем причины, почему люди не могут платить. Потеря работы, временная потеря дохода и так далее. В принципе, по уровню проблемной задолженности мы на самом последнем месте среди всех банков. У нас самый лучший кредитный портфель. Поэтому в режиме прошлого года очень важно было сохранить качество портфелей.
Тина МОВА, фото автора
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 15 апреля.