Когда-то во время спектаклей на сцене горели свечи, играли живые оркестры, а за сценой дежурили люди, которые создавали сопровождающие постановку звуки… Сегодня благодаря новейшим техническим разработкам и компьютерным программам труд технического работника заметно облегчился. Теперь в современном закулисье художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых «технических» и в то же время самых творческих театральных профессий. В проекте «Один день из жизни…» о сложностях профессии художника по свету поговорили с осветителем русского драматического театра Александром КУДРЯВЦЕВЫМ.
В Казахстане нет ни одного вуза, где обучали бы «световиков» для театра, и поиск таких специалистов – задача сверхсложная для любого театра в стране, которая решается, как правило, внутренними силами. Александр Кудрявцев, к примеру, пришел в русский драматический театр десять лет назад. С тех пор он работает здесь со светом.
– У меня высшее образование инженера-электрика и художника-оформителя, – говорит Александр. – Моя работа заключается в том, чтобы придумать световое оформление спектаклю и настроить все оборудование для этого. Прежде чем начать читку нового спектакля, согласовываются декорации на макете. После этого мы думаем, как это можно все осветить. Моя задача — на эмоциональном уровне передать общее описание того, что будет происходить на сцене с актером и зрителем.
Сегодня, для того чтобы стать настоящим художником по свету, надо не только хорошо знать электротехнику, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь врожденный художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать электротехнику, оптику, фотографию и режиссуру… И при этом надо обязательно родиться художником в душе. Как видите, требований много, как и самой работы.
– Сейчас у нас очень насыщенный график, который начинается с 8:30, потому что в 10:30 уже проходят репетиции, – отмечает Александр Кудрявцев. – К этому моменту надо подготовить всю аппаратуру. К Наурызу мы играли по 3-4 сказки днем, а вечером была репетиция нового спектакля «Дом Бернарды Альбы». Утром мы приходили убрать декорации и свет с нового спектакля и отыграть сказки. Работы много, домой уходили в 23:00. Конечно, не все дни такие загруженные, в основном это происходит накануне сдачи прогонов.
В настоящее время в театре установлен современный пульт и с этого места ведется управление всеми «светильниками», находящихся в театре. Некоторые считают, что у каких-то прожекторов находится человек и ему по рации сообщают, когда куда светить, но нет, такое практикуется крайне редко, и чаще всего в малых театрах на гастролях. Сейчас все автоматизированно и управляется пультами. Когда спектакль только ставится, светохудожник лично «забивает» в программу необходимые настройки: когда, куда, с какой мощностью и какой «светильник» будет светить. А во время показа постановки уже все гораздо проще – управление, настроенное программой, идет с тех двух ползунков.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 15 апреля.