Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Композит и проактив. Как оказывают госуслуги сегодня

2 мая 2021 15:25 • 1 223 просмотров

Сегодня государственные органы переходят при оказании услуг от принципа «одного окна» к принципу «одного заявления», или к проактиву. Проактивное оказание услуг активно внедряет госкорпорация «Правительство для граждан». Один из последних пилотных проектов – оформление на пенсию через SMS. Обо всем – подробнее…

Все пути ведут в ЦОН?

Если вам пора выходить на заслуженный отдых, то да! Но теперь не надо бегать по разным инстанциям и с разными пакетами документов.

Лицам, достигших пенсионного возраста, для назначения пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты, а также для получения пенсионных выплат за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов из ЕНПФ, необходимо обращаться с единым заявлением и пакетом документов только в ЦОН. То есть услуга стала композитной.

Сразу стоит уточнить, что на основании одного заявления получателю будет по умолчанию оказана проактивная услуга по выплате государственной гарантии – разницы между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений.

– Последующие ежемесячные пенсионные выплаты из ЕНПФ будут осуществляться в соответствии с установленным Государственной корпорацией графиком пенсионных выплат, –пояснила PR-менеджер филиала корпорации «Правительство для граждан» Ярослава Богатырева. – Выплаты за счет бюджетных средств и пенсионных накоплений из ЕНПФ будут осуществляться в один день и на один банковский счет, указанный в заявлении. Данные изменения вносятся в интересах получателей пенсионных выплат, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Проактив «на проводе»

Но, как оказалось, в ЦОН можно не приходить. Правда, пока еще не всем. В 2019 году госкорпорация «Правительство для граждан» запустила пилотный проект по оформлению пенсии, базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат из ЕНПФ проактивным способом.

– Суть новой услуги заключается в том, что теперь будущим пенсионерам необходимости в обязательном порядке посещать ЦОН для оформления услуг по назначению пенсии, нет, – отметила Ярослава Богатырева. – В данном случае за 10 дней до достижения пенсионного возраста потенциальному пенсионеру приходит SMS-сообщение с предложением оформить услугу проактивным способом. При согласии просто необходимо ввести слово «да», отправив ответное SMS. Для оформления услуги таким образом, необходимо заранее предоставить сведения о своей трудовой деятельности в отдел кадров по месту работы для внесения их в единую систему учета трудовых договоров. Кроме этого, важно быть зарегистрированным в Базе Мобильных Граждан (БМГ) и иметь открытый счет в АО «Казпочта».

Но, пока, на первом этапе, пилота участвуют только работники самой госкорпорации. После тестирования пилотного проекта ГК «Правительство для граждан» рассмотрит возможность его распространения на другие организации.

Хотелось бы отметить, что филиал «Правительство для граждан» по Костанайской области в 2019 году был в числе первых по стране, где назначение пенсии, базовой пенсионной выплаты и выплаты из ЕНПФ было осуществлено проактивным способом. За 2019-2021 годы проактивно оформили пенсию 18 сотрудников филиала. 

Материнская залуга

Также в Казахстане в пилотном режиме состоялся запуск проекта по проактивному оказанию государственной услуги «Назначение государственного пособия многодетным матерям, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күмiсалқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», награжденных орденами «Материнская слава» I и II степени».

Услугополучателю (необходимо также быть зарегистрированной в БМГ), поступает SMS- уведомление с предложением оформить услугу проактивным способом. После получения согласия поступает следующее SMS-сообщение о подтверждении банковского счета. Другие необходимые для оказания государственной услуги сведения поступают из информационных систем государственных органов.

– Еще одна проактивная услуга доступна мамам, – рассказала Ярослава Богатырева. – С мобильного телефона можно заказать и документы на новорожденного. Мама малыша, не выходя из роддома, может оформить и получить свидетельство о рождении ребенка, подать заявку на выплату пособия, присвоить ИИН ребенку и поставить его в очередь в детский сад. Сразу после того, как ребенок появляется на свет, в роддоме, в электронную базу Министерства здравоохранения РК, вносится факт о рождении. После чего в автоматическом режиме, родителям, у которых номер мобильного телефона привязан к ИИН в личном кабинете egov.kz, поступает SMS-сообщение с поздравлением и с предложением получить государственную услугу по регистрации рождения малыша. Родители в ответном SMS-сообщении направляют полное Ф.И.О. ребенка и получают сообщение, в котором будет указан адрес, где они могут забрать готовое свидетельство о рождении. Также посредством SMS запрашивается номер счета и автоматически оформляется заявка на назначение единовременного пособия.

Третьим шагом при отправке SMS-ответов является оформление ребенка в очередь на детский сад. Чтобы воспользоваться проактивными услугами, достаточно привязать номер мобильного телефона к ИИН в личном кабинете портала egov.kz (то есть регистрация в БМГ), а все остальное система уже сделает сама.

Резюмируя

Стоит отметить, что «Правительство для граждан» постоянно расширяет область оказания госуслуг проактивным способом, без посещения ЦОНа. Сегодня таким способом можно получить следующие услуги: назначение государственного социального пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца, специальное пособие по категории лица, удостоенные звания «Халыққаһарманы», и лица, удостоенные звания «Қазақстанның Еңбек Ерi», выплата на рождение ребенка и по уходу за ним из республиканского бюджета. Также проактивным методом можно оформить социальные выплаты из АО «ГФСС»: на случай утраты трудоспособности, по случаю потери кормильца, на случай потери работы, по уходу за ребенком.

Тина МОВА, фото автора