Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Первый учитель казахской степи

10 мая 2021 10:00 • 4 492 просмотров

Ибрай Алтынсарин стал отцом-основателем образования в истории казахской степи, посвятив всю свою сознательную жизнь обучению казахских детей. Открыв первую народную школу, он призвал жителей отдать своих детей на обучение и написал учебник на казахском языке. Подробнее о жизни великого ученого поговорили с библиографом отдела информационно-библиографического обеспечения ОУНБ им. Л. Толстого Верой БОНДУРОВСКОЙ.

– Вера Ивановна, расскажите немного о великом просветителе?

– В истории и культуре казахского народа и современного Казахстана особое место занимают три выдающихся деятеля, заложившие основы современной духовной жизни народа – выдающийся ученый и путешественник Чокан Валиханов, поэт-мыслитель Абай Кунанбаев и педагог-просветитель, писатель Ибрай Алтынсарин.

В этом году исполняется 180 лет со дня рождения великого педагога, выдающегося просветителя, апостола национального образования, основоположника казахской грамматики и литературы, человека, внёсшего огромный вклад в развитие науки и культуры, духовного вождя казахского народа  Ибрая (Ибрагима) Алтынсарина.

Он родился 20 октября 1841 года в Аракарагайской волости (ныне Алтынсаринский район).

Предки Ибрая были достойными людьми, прадедом  Алтынсарина был Тастемир – современник Аблайхана, очевидец и участник бурной истории казахского народа того времени. Одним из сыновей Тастемира был Жанбурши – отец Балгожи бия и Кенгожи батыра.

Около трёх лет после окончания школы (с 1857 по 1859 гг.) Ибрай Алтынсарин работал писарем у своего деда Балгожи, а затем – с 1 августа 1859 года в Оренбургском областном правлении в качестве младшего толмача (переводчика).

В 1876 году Ибрай был представлен министру народного просвещения России. Наслышанный успехами молодого казахского учителя, министр высоко оценил его труд. В 1879 году, он был назначен на должность инспектора школ Тургайской области и эту должность занимал до конца свой жизни.

После назначения он делает все возможное для открытия новых школ, видя в них важнейший фактор развития для казахского народа.

Алтынсарин заложил основы общего и профессионального образования в крае, открыв школы, ремесленные и женские училища. Много труда вложил педагог в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае.


– Какой его вклад в развитие казахской письменности?

– Одним из самых значимых вкладов Алтынсарина в национальную культуру является создание казахского алфавита на основе кириллицы, давшее толчок развитию казахской письменности. Ибрай Алтынсарин – один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка.

В 1879 г. в фонд школьных библиотек Казахстана поступает первая книга на казахском языке Ибрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия», которая не только стала учебным пособием, но и книгой для массового чтения. Она была отпечатана в количестве двух тысяч экземпляров.

Поставив цель создать первую литературную хрестоматию на казахском языке, педагог взялся написать её, ибо до него никто из казахских поэтов (акынов) не писал ни таких стихотворений, ни таких басен, ни таких коротеньких рассказов, которые требовались для общеобразовательной книги, как указывается в предисловии к «Киргизской хрестоматии» 1879 года.

Просветитель учитывал необходимость, во-первых, сделать книгу пригодной не только для детей школьного возраста, но и для взрослых читателей; во-вторых, подобрать для книги такие материалы, которые были бы понятны и доступны именно казахскому читателю, не знакомому ни с жизнью больших городов, ни с рядом особенностей русской и западноевропейской жизни.    

В 1879 году он выпустил в свет учебное пособие «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».

Обе книги общественного деятеля занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также учебные пособия, построенные по научному принципу.

– Алтынсарин не только педагог-просветитель, общественный деятель, писатель, но и ученый-этнограф….

– В общественной жизни 70-х годов XIX века Алтынсарин известен как один из первых казахских этнографов и публицистов.

Особое место в творчестве писателя занимают этнографические очерки. Среди них – «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Те, кому нужно найти хороший материал по обычаям казахов, найдут в этих статьях много интересного и полезного. Чтоб найти сведения по истории казахских степей, Алтынсарин писал в Казань Ильминскому, прося поискать в тамошних библиотеках нужные ему сведения.

Немало сделано И. Алтынсариным по сбору, систематизации и публикации образцов казахского устного творчества.

К его публицистическим произведениям можно отнести статьи, письма, докладные записки. В них Ибрай, оставаясь верен своим просветительским идеям, выступает как борец, за прогрессивное развитие своего народа.

Большое влияние на развитие журналистского творчества Ибрая Алтынсарина оказала газета «Оренбургский листок». Алтынсарин систематически писал статьи в газету «Оренбургский листок». Например, 20 марта 1880 года в газете был опубликован проблемный материал И. Алтынсарина «По поводу голода в киргизской степи».

В 1884 году в издательстве при Казанском университете выходит в свет книга И. Алтынсарина «Шарият ул – ислам».

Он по праву считается зачинателем теории обучения и воспитания детей, основоположником педагогической мысли в дореволюционном Казахстане.

– Известно, что Алтынсарин был не просто педагогом, также он был активным общественным деятелем…

– Вся многогранная творческая и общественная деятельность просветителя была подчинена главной задаче – приобщению казахского народа к прогрессивной мировой культуре, укреплению дружбы между народами.

Алтынсарин боролся за активное участие народа в политической жизни общества, за выборность всех должностных лиц органов управления. Но он полагал, что неграмотный народ не в состоянии самостоятельно понять и защищать свои интересы, поэтому он возлагал большие надежды на просвещение народа. Он был уверен, что просвещение является одним из действенных средств улучшения жизни своего народа.

Екатерина ТУРБИЛОВА

Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 6 мая

Подписаться на газету «Костанай-АГРО»

Купить газету «Костанай-АГРО»