Пастбище или поле для посева? Есть «полезное» будущее у сельхозугодий или они почти не пригодны для использования? Как сохранить и приумножить потенциал земли? На эти и уйму других вопросов ежегодно отвечают почвоведы и геоботаники. Уже сейчас их бригады работают на просторах нашей области. Журналист «К-АГРО» выехал с одной из таких бригад и узнал, как проходит их рабочий день.
Ненормированный график
На выезде рабочий день у почвоведов и геоботаников начинается, да и заканчивается в разное время. Для того чтобы успеть сделать за день больший объем работы, они трудятся (с перерывами, конечно) с первых и до последних лучей солнца.
Мы встали, как говорится, с первыми петухами. Оно и понятно: надо подготовиться к рабочему дню, а до его начала обычные утренние процедуры плюс приготовление завтрака.
– Мы все сами себе готовим, – говорит главный эксперт-почвовед филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Есильбай Шукенов. – Перед командировкой закупаем продукты. У нас составлен график, кто и когда ответственный за кухню. Еда, конечно, простая, но сытная. Вы же понимаете, мы весь день в поле, нагрузка физическая, довольно большая, поэтому нам нужна энергия. Мы по очереди и готовим. Все то, что дома делают наши жены, в поле мы научились делать самостоятельно. Но только в поле (смеется).
Вместе с бригадой отправляемся на рабочее место – в поле. С интересом наблюдаю за тем, как проводится работа. В поле выкапывается небольшая яма. Прикопка.
– Сейчас мы проводим бонитировочные исследования, – продолжает Есильбай Наукенович. – То есть проводится качественная, экономическая оценка земель, мы высчитываем балл бонитета почвы. Бонитет почв – показатель качества почв, их плодородия и продуктивности. Данный параметр является интегральной оценкой производительности почвы. Обычно при оценке бонитета почвы используется 100-балльная шкала, причем в 100 баллов оценивается почва, дающая самый высокий урожай, например, выщелоченный чернозем, который не нарушен эрозией и другими негативными воздействиями окружающей среды. Как правило, серые лесные почвы получают 60—80 баллов, подзолистые, каштановые или горные неполноразвитые имеют величину 30—60 баллов и так далее. Бонитет почв позволяет дать достаточно точный прогноз урожайности сельскохозяйственных культур. Эта величина может учитываться при определении стоимости земли при ее продаже, при определении величины налогов и арендной платы. Если говорить о полях, то, благодаря нашей работе можно понять, как их использовать в сельском хозяйстве. Чем выше балл бонитета, тем лучше угодья подходят под пашню, если ниже – для пастбища.
И такие работы сейчас проводятся, кстати, по всей Костанайской области. Начался «горячий» сезон. Продлится он, учитывая погодные условия, до середины осени.
Работа и впрямь, нелегкая. Погода-то за окном вон какая жаркая стоит… И почвоведы и геоботаники весь день в поле. Причем, как оказалось, при бонитировочных работах ямка выкапывается небольшая, а если работы почвенные, то ее копают с человеческий рост глубиной.
– Если говорить детально, то сначала проводятся на участке почвенные работы, – не отрываясь от работы, вводит меня в курс дела Есильбай Шукенов. – Мы делаем ямы, полуямы и прикопки. При бонитировки это вот – такие прикопки по 50-60 сантиметров. Почвенное обследование – это глубокое обследование для более тонкой и точной характеристики почвенного покрова, позже составляются очерки хозяйства, проводятся научные исследования. Это делается для того, чтобы определить, какая почва, изменилась ли она, в худшую или лучшую сторону.
Не только в поле кипит работа
Пока мои сегодняшние коллеги работают, я пытаюсь узнать как можно больше. Как оказалось, работа сейчас кипит не только здесь, но и в лаборатории. Уже немного позже, по приезду в город, я расспросила об этом заведующую лабораторией филиала – Жанну Аленову.
– На месте собираются образцы почв, лаборатория делает анализ, – поясняет Жанна Аленова. – На основании этого анализа мы уже рассчитываем. Это касается и бонитировочных исследований, и почвенных. У нас очень большая работа в лаборатории проводится. Естественно, все образцы земель потом хранятся в своеобразном архиве. Если можно так сказать. Я называю это так, чтобы вам было понятнее.
В лаборатории работы продолжаются почти до зимы, чтобы закончить анализ всех собранных в Костанайской области образцов земли. В 2021 году, между прочим, запланирована работа по обследованию примерно одного миллиона гектаров земли по бюджетной программе.
– Не забывайте про камеральную работу, – рассказывает руководитель Управления изысканий, мониторинга земель и лабораторных исследований филиала госкорпорации Александр Демидов. – Наша работа не заканчивается на ямах и сборе образцов, не заканчивается она и после проведения анализов. Работа очень интересная. Не стоит забывать, что анализы лабораторные еще и обработать же надо. Из лаборатории анализы обработали и они возвращаются тем же почвоведам, которые ездили в поле. Каждый обрабатывает свой сельский округ: делают очерк, карту, картограмму. То есть делают готовый продукт.
Сегодня по Костанайской области колесят 16 бригад. Туда входят почвовед или геоботаник, рабочий и водитель. Выходит, 48 человек.
Единение с природой
Между тем рабочий день подходит к концу. На мой вопрос «Неужели в командировке вы только работаете?», мои сегодняшние коллеги реагируют улыбкой.
– Вы видели сегодня, работа у нас непростая, – говорят они. – Но есть у нас и обратная сторона медали. Мы же живые, конечно, отдыхаем. И потом, мы же в поле. То суслик пробежит, бывало, и барсуки приходили. Радуемся мы и таким моментам. Это же единение с природой, наблюдение за ней. Очень интересно. Вы даже не представляете, какая красивая у нас природа! Какие места есть неповторимые. Палатки опять-таки, полевая романтика. Это как наркотик. Зимой очень не хватает. Хотя… бывает сложно. Например, в очень отдаленных районах. Там и воду приходится добывать иногда. Но это ничего. Вы знаете, даже дождь в поле красивее намного. Вот только в нашу работу осадки вносят корректировки, приходится пережидать их. В дождь не поработаешь, а от града прячемся в машине.
Кстати, в бригадах Костанайской области нет ни одной женщины. Наверное, потому что работа действительно тяжелая. И иногда от рассвета до заката…
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора