В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев сформулировал ряд направлений, по которым должна проходить духовная модернизация. Достичь этого он предложил через воплощение в жизнь ряда проектов. Один из них получил название «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана». О сакральных объектах Костанайской области рассказала главный администратор баз данных отдела информационно-библиографического обеспечения ОУНБ им. Л. Толстого Динара ЖУМАБАЕВА.
– Динара Амангелдыевна, расскажите кто такой Кейки батыр и почему его мавзолей внесли в Сакральную карту Казахстана?
– Кейки батыр (Нурмагамбет) Кокембайулы родился в 1871 году в урочище Байтума Тургайской (ныне Костанайской) области.
«Кейки» по-казахски – это человек-отшельник, одиночка. Кейки батыр был очень метким стрелком, что мог попасть в цель из любого положения, не целясь. И поэтому в народе его еще называли Кейки мерген.
Активный участник Тургайского национально-освободительного восстания 1916 года. Друг, соратник А. Иманова и предводителя повстанческого движения Абдыгаппара хана.
Командовал отрядом «мергенов» – лучших стрелков, вооруженных лучшим оружием и хорошо снабженных боеприпасами. Его отряд отличился в Догалском сражении, в сражении на местности Куйик. Батыр участник неудачного штурма г. Тургая повстанцами в октябре и стычек с царскими войсками у почтовой станции Тункойма в ноябре 1916 года. После смерти своих соратников Кейки батыр выступает против советской власти и подвергается гонениям.
Мавзолей Кейки батыра вошел в перечень сакральных объектов Костанайской области общенационального значения.
Мавзолей Кейки батыра сооруженный в 2005 г. расположен на территории села Тасты Амангельдинского р-на.
В 2017 г. рядом был сооружен новый мавзолей, где 15 сентября торжественно захоронены останки батыра, возвращенные из Кунсткамеры.
Это место выбрано не случайно. Считается, что именно здесь погиб народный батыр. Мавзолей возвели в рекордно короткие сроки. Его высота 15 метров. По задумке архитектора у музея закрытый купол-символ слияния энергии солнца и земли. Внутри установлен надгробный памятник и 2 мемориальные доски с портретами батыра.
Автор проекта – архитектор Бек Ибраев. Двери металлические, с аятами из Корана, решетка над дверью с именем батыра и тамгой. Пол выложен из гранитных плит. Внутри мавзолея установлен надгробный памятник Кейки батыру, две мемориальных доски с портретами батыра и текстами на трех языках.
Вокруг мавзолея имеется ограждение, площадка для проведения мероприятий и автостоянка. Предусмотрена ночная подсветка мавзолея и освещение интерьера.
– Какой вклад он внес в борьбу за независимость страны? Как известно, в советское время имя Кейки батыра нигде не упоминалось…
– Октябрьскую революцию встретил настороженно, несмотря на то, что взятие восставшими Тургая в конце 1917 г. состоялось во многом благодаря революционным событиям.
После смерти Амангельды Иманова и Абдигаппара хана Кейки со своими соратниками скрывался в горах Улытау и пустыне Кызылкум, продолжая антисоветскую борьбу вплоть до 1923 года. 22 апреля 1923 года дом батыра был окружен отрядом красноармейцев. Кейки батыр до последнего патрона отсреливался и был убит. Отрубленную голову казахского мергена отправили в качестве доказательства в Оренбург. Впоследствии её увезли в Санкт-Петербург, где она была передана в музей Антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера).
Голова батыра долгие годы хранилась в Кунсткамере в г. Санкт-Петербурге. И только при содействии Первого Президента РК Н. Назарбаева в октябре 2016 года останки (череп) Кейки батыра были доставлены в Казахстан. Специалисты Музея естественных наук Венгрии сделали общий антропологический анализ черепа и провели работы по восстановлению облика народного героя. Спустя почти год, череп батыра была доставлена на его на родину. И перезахоронена на родной земле в 2017 году. На место захоронения был построен новый мавзолей.
–Наша область богата известными историческими деятелями. В 180-летие Ибрая Алтынсарина мы много говорим о его значимости и судьбе. Хотелось бы затронуть аспект модернизации общественного сознания его постулатов…
– Обращение к педагогическому наследию И. Алтынсарина сегодня как никогда актуально. В наше время необходимо обращение к исторической основе воспитания. Потому что без осмысления педагогического наследия педагога невозможно приобщение подрастающего поколения к человеческим идеалам. Его жизненный и творческий путь, философские и педагогические воззрения вызывают особый интерес и способствуют духовно-нравственному развитию современной личности.
Судьба Ибрая Алтынсарина – нравственный пример для всех, кто жил и живет после него. Это пример служению своему народу.
Вся педагогическая, творческая и общественная деятельность Алтынсарина была подчинена главной задаче – приобщению казахского народа к просвещению, прогрессивной мировой культуре. Так как он был уверен, что просвещение является одним из действенных средств улучшения жизни своего народа.
–Расскажите немного о мавзолее И. Алтынсарина? Какое культурное наследие он вносит?
– Мавзолей Ибрая Алтынсарина вошел в список сакральных объектов Костанайской области регионального значения.
Мавзолей Ибрая Алтынсарина – памятник на месте могилы педагога и просветителя. Это родовое кладбище. Там похоронены его дед, родители, супруга, дети. Памятник находится в 7 км от города Костаная, на правом берегу реки Тобол.
10 сентября 1947 года Костанайский городской совет народных депутатов принял решение сохранить место захоронения видного казахского педагога Ибрая Алтынсарина.
В 1961 году в честь 120-летия со дня рождения великого учителя на месте его захоронения поставили гранитный камень.
В июле 1991 года к 150-летию со дня рождения И. Алтынсарина на месте его захоронения, по проекту архитектора Хаджимурата Кучикова был возведён мавзолей.
Мавзолей представлял собой красивое здание из красного кирпича типа портала-купола. Внутри просветляющей могилы установлены гранитные доски.
Вместо мавзолея с красным кирпичом, стоящего более четверти века, был построен белый мавзолей. В октябре 2017 года состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса Ибрая Алтынсарина после реконструкции.
Теперь мавзолей Ибрая Алтынсарина – настоящий памятник современной архитектуры. Площадь мавзолея составляет 68 квадратных метров, высота от земли до 18 метров. Высота купола составляет 6 метров.
Мавзолей построен из ракушечника, добытого в жанаозенском карьере. Также при строительстве использовался гранитный камень, а фасад украшен декоративными элементами в национальном стиле. На территории мавзолея проведены необходимые работы по благоустройству.
Помимо реконструированного здания, здесь появились два гранитных стенда, на одном изображена карта школ, открытых И. Алтынсариным, а на втором – цитаты из программной статьи Первого Президента РК Н. Назарбаева на казахском, русском и английском языках.
–Насколько сегодня актуален проект Сакральная география в Костанае?
– Под «сакральным объектом» понимается особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющие ценность.
В Костанайской области немало исторических памятников и мест, которые считаются святыми. Все учреждения культуры области проводят планомерную систематическую работу по данному проекту. Проводятся различные мероприятия разные по формату.
Я хотела бы рассказать о работе нашей областной библиотеки им. Л. Толстого в этом направлении. С 2018 года в Казахстане проводится Фестиваль организаций и работников сферы культуры и искусства «Рухани қазына», который проводится в рамках программы «Рухани жаңғыру». Совсем недавно завершился IV Фестиваль организаций и работников сферы культуры и наша областная библиотека стала победителем в номинации ««Лучшая государственная библиотека областного значения».
Благодарственным письмом от министра культуры и спорта РК награжден библиотекарь ОУНБ им. Л. Н. Толстого Италмасов Айтжан Курымгалиулы, библиотекарь Олексюк Алексей Васильевич удостоен благодарственного письма от руководителя Национальной академической библиотеки РК У. Д. Муналбаевой.
Это победа подтверждает, что областная библиотека им. Л. Толстого ведет определенную и результативную работу в рамках программы «Рухани жаңғыру».
Наш отдел в 2018 году выпустил библио-карту «Сакральные места и объекты Костанайской области», где мы постарались с максимальной полнотой отразить сведения о каждом объекте и предоставить список литературы.
Екатерина ТУРБИЛОВА