В этом году исполнилось 35 лет со дня декабрьских событий 1986 года. В чем заключалась главная причина выхода казахской молодежи на демонстрации, как Алма-Ата послужила примером демократизации для других республик СССР и каким образом можно было бы избежать кровопролития в дни протестов, поговорили с директор Института истории государства г. Нур Султан, доктором исторических наук Еркін ӘБІЛ.
В истории Казахстана было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Именно такими в новейшей отечественной истории стали три декабрьских дня и ночи 1986 года.
– Еркін Аманжолович, действительно ли эти события вошли в историю как одним из первых массовых митингов в СССР, запустив череду забастовок в других национальных республиках Советского Союза, так ли это?
– Да, это было первое в СССР массовое выступление за конституционные права, во многом инициированное самим союзным руководством. Когда в 1985 году новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев заявил о необходимости изменений, многие поверили ему. Было объявлено о борьбе с коррупцией. Признали наличие проблем в экономике. Позже был поднят вопрос о необходимости изменения политической и экономической системы. Была объявлена гласность – ослабление цензуры. М.Горбачев пообещал, что в политике будет больше демократии. Было заявлено, что власть приветствует выборность руководителей.
Провозглашение политики перестройки вызвало большое воодушевление у людей. Однако оказалось, что руководство СССР не готово выполнять все свои обещания. Назначение 16 декабря 1986 Г.Колбина, грубо нарушившее все принципы провозглашенной самим М.Горбачевым партийной демократии, и послужило «спусковым крючком» тех событий. Но причины были глубже.
– Что послужило толчком к выступлению молодежи и как можно охарактеризовать те выступления казахстанской молодежи?
– Можно выделить два комплекса причин. Первое – социальные проблемы. В 50-70 –е годы начала расти рождаемость у казахов, живших преимущественно в сельской местности. Все программы по поддержке процессов урбанизации (подготовка рабочих кадров, строительство доступного жилья) для сельской молодежи были к 70-м годам сведены к минимуму. Власти предпочитали решать кадровые проблемы новых предприятий простым путем – через «организационные наборы» в тех регионах СССР, где эти кадры уже были. В итоге в крупных промышленных центрах и столице – Алма-Ате- создалась напряженная ситуация – много молодежи, которая не может получить достойную работу и жилье в городе. Плюс все прелести советской неэффективной распределительной экономики с ее товарным дефицитом, особенно обострившимся в 80-х годах.
Второй комплекс причин был связан с банкротством национальной политики СССР. Под громкие лозунги об интернационализме в государстве осуществлялась политика создания новой надэтнической общности под названием «советский народ». Формально русификация не проводилась, но в связи с тем, что большая часть «советского народа» была русскоязычной, русскому языку отдавалось предпочтение и сферы его применения постоянно расширялись за счет снижения роли других языков. Особенно далеко эти процессы зашли в Беларуси, Украине, Казахстане и автономных республиках России. Например, для занятия руководящих должностей в Казахстане знание казахского языка было не обязательно, а без русского языка никакая карьера была невозможна. Именно в 70-е годы произошло сокращение количества школ с казахским языком обучения, ликвидировано обучение в вузах на казахском языке. Понятно, что это вызывало сопротивление казахской молодежи.
– Что послужило толчком к выступлению молодежи и как можно охарактеризовать те выступления казахстанской молодежи?
– Решения руководства СССР о смене руководства Казахстаном продемонстрировали неуважение к народу республики. Партийный аппарат потерял связь с народом, перестал быть его частью. Методика разгона массовых митингов была разработана еще в декабре 1985 года в «Наставлениях по организации и тактике предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка». В начале 1986 года в СССР был утвержден оперативный план «Метель-86», который предусматривал применение армии и специальных средств при разгоне массовых протестов. Другими словами, партийная верхушка говорила о демократизации и призывала к политической активности, но одновременно готовилась к силовому подавлению этой самой активности, если она выйдет из-под контроля партии.
Именно план «Метель-86» был апробирован в Алма-Ате и ряде других городов Казахстана в морозные дни 1986 года. Алматинские события 1986 года, события в Тбилиси 1989 года, Прибалтике в 1991 году настолько похожи, что возникает мысль о некоем алгоритме, по которому действовали силовики. Вначале не проводить никакой профилактики и позволить ситуации накалиться. Затем довести дело до массовых протестов. Первое время не предпринимать никаких активных действий, провоцировать протестующих на противоправные действия и затем максимально жестоко притупить к ликвидации т.н. «массовых беспорядков». Отметим, что все положения плана «Метель-86» были незаконными, противоречили положениям Конституции 1977 года и советским законам.
– Что известно о количестве восставших и пострадавших?
– Вся правда о декабрьских событиях 1986 года до сих пор не раскрыта. Неизвестно точное количество участников событий, но задержано только в Алматы было более 8,5 тыс. человек, тяжелые телесные повреждения получило более 1,7 тысяч, это только по официальным данным. Такое большое число пострадавших вызвано непропорциональным применением силы, в декабре безоружных юношей и девушек обливали водой из пожарных машин, избивали дубинами, обрезками кабеля, рубили саперными лопатками, травили служебными собаками. Многие пострадавшие от действий силовиков не обращались за медицинской помощью, опасаясь преследования. Количество погибших до сих пор противоречиво, по официальной информации 2 погибших, независимые источники говорят о полутора сотнях жертв.
Масштабы последовавших репрессий напоминали «Большой террор» 1937 года. Около тысячи человек были наказаны в административном порядке, 99 человек были осуждены, 2 приговорены к высшей мере. Сотни людей были уволены с работы и отчислены из учебных заведений.
– Как вам кажется, были ли необходимы столь жесткие меры со стороны руководства страны для разгона демонстрантов?
– Безусловно, применение столь жестоких мер было абсолютно необоснованным. Мирная демонстрация 16 декабря, вызванная несогласием с кадровыми решениями Москвы, идущими вразрез с провозглашенной самим Горбачевым политикой демократизации, усилиями самих властей была 17-18 декабря превращена в кровавые столкновения с большим количеством пострадавших. Со стороны власти в подавлении выступлений кроме милиции было привлечено около 50 тысяч военных из состава Среднеазиатского, Московского и Ленинградского военных округов, внутренних войск МВД, курсанты военных училищ.
Иезуитским было решение партийных властей создать рабочие дружины из представителей европейских этносов, вооруженные обрезками кабелей и арматурой. Это было попыткой столкнуть казахов с русскими и выдать мирную демонстрацию за «националистическое» выступление. Сюда же можно отнести распространение слухов о якобы имевших место нападениях на детские сады и попытку раздачи алкоголя в среде митингующих. Только сдержанность представителей казахского и русского народов не позволили демократическим выступлениям превратиться в межэтнические столкновения.
Лишь в 1989 году удалось добиться честного расследования этих событий. Специальная комиссия установила, что причиной событий стал низкий уровень жизни и социальная несправедливость. Действия властей и при принятии решения о назначении Г.Колбина и при подавлении протестов были признаны незаконными. Было выяснено, что следствие проводилось с грубыми нарушениями закона. В результате большинство осужденных было освобождено, а в декабре 1991 года Президент Казахстана Н.Назарбаев издал указ о реабилитации всех участников тех событий.
– Почему сегодня важно помнить этот день?
– Такое демонстративно жестокое подавление выступления имело целью продемонстрировать решимость КПСС не выпускать процессы политических реформ из-под партийного контроля. Люди требовали уважения к Казахстану, требовали честных выборов руководителя из среды самих казахстанцев, ни одного лозунга антисоветского или антипартийного характера не было, достаточно посмотреть на фото и хроники тех дней. Но их обвинили в национализме, хулиганстве, объявили алкоголиками и наркоманами.
В результате народ стал терять доверие к советской системе и Коммунистической партии, в способности партийной верхушки во главе с М.Горбачевым провести объявленные реформы. Вместе с тем, у людей возродилась вера в себя, в свое будущее, импульс получил рост национального самосознания. Это выступление можно считать первым шагом к провозглашению независимости Казахстана. Символично, что независимость была провозглашена именно 16 декабря, ровно через пять лет после первого массового выступления с демократическими лозунгами. Фактически именно с этих событий берет отсчет современная история Казахстана.