В течение жизни каждый из нас получает и оформляет массу документов. Первый – свидетельство о рождении, последний – уведомление о смерти. Конечно же, еще есть удостоверение личности, водительские права, свидетельство о регистрации брака и многое другое. Все эти документы получаем мы либо в ЦОНе, либо через портал электронного правительства. Как получать самые важные «бумажки» в нашей жизни, рассказали в областном филиале госкорпорации «Правительство для граждан».
Новая жизнь
Итак, долгожданный день настал, и у вас родился ребенок. Вам хотелось бы оформить все документы, но нужно уделить больше времени чаду. Необходимость посещения ЦОН ставит вас в затруднительное положение? Документы можно оформлять и электронно.
Способ №1 – портал электронного правительства egov.kz. Прежде всего, у родителей должна быть ЭЦП (электронная цифровая подпись). Имея ее – добро пожаловать на сайт. Авторизируйтесь, найдите нужную услугу и переходите по кнопке «Заказать услугу онлайн». Нужно заполнить заявку и подписать ее ЭЦП. Тут на помощь может прийти и одноразовый SMS-пароль (для его получения нужно обязательно иметь регистрацию в базе мобильных граждан). После этого в личном кабинете (в разделе «История получения услуг») вы ознакомитесь с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени. Документ, правда, придется поехать получить. При себе иметь оригинал медицинского свидетельства о рождении; оригинал свидетельства о заключении брака; оригинал удостоверения личности матери; оригинал удостоверения личности отца.
– Но есть и еще один вариант – проактивный, – говорит руководитель Управления координации фронт-офисов филиала госкопорации Асель Науразбаева. – Что такое проактив? Это когда при помощи одного заявления можно получить сразу несколько услуг. В данном случае – это заказ свидетельства о рождении, прописка новорожденного, постановка в очередь на детсад и оформление пособия по рождению ребенка. Правда, для того чтобы воспользоваться услугой необходимо быть зарегистрированным в базе мобильных граждан (БМГ).
Как оказалось, проактивная услуга абсолютно бесплатна, необходимо лишь иметь положительный баланс на номере телефона.
В течение суток после рождения ребенка информационная система, получив уведомление из медицинского учреждения, отправит вам поздравительную SMS с пошаговым запросом информации, необходимой для оказания услуг. SMS также будет содержать ссылку на Telegram-бот Kenes1414Bot, что подразумевает возможность получения услуги с помощью приложения Telegram.
Первый взрослый
Наступает момент, когда свидетельство о рождении необходимо заменить удостоверением личности. Вот тут, как ни крути, в ЦОН идти придется. Потому как документированием граждан занимается миграционная полиция. Специалисты ведомства и сфотографируют на месте, и все нужные документы истребуют, и все нужные графы скажут заполнить.
Для того, чтобы оформить удостоверение, необходимо оплатить госпошлину в размере 0,2 МРП.
– По достижению 16 лет выдается первое удостоверение личности, – пояснил заместитель директора филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Шынғыс Әшiрбеков. – При себе нужно иметь свидетельство о рождении и удостоверение личности одного из родителей. Нотариально заверенное заявление-согласие от родителя иностранца на получение ребенком документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан. Фотографию приносить с собой не нужно, фотографировать будет сотрудник миграционной полиции. Срок действия документа – 10 лет.
Авто-мото
Конечно, многие, по достижению совершеннолетия, учатся вождению транспортным средством и покупают себе авто. Скажем сразу, что первое водительское удостоверение получать нужно в СпецЦОНе. Связано это с тем, что только там можно сдать теоретический и практический экзамены.
А вот снять/поставить авто на учет можно и самостоятельно. При чем, даже за готовым техпаспортом и государственными номерными знаками идти не придется.
Тут важно: покупаете ли вы авто с рук или транспорт новый и вы его приобрели в автосалоне. В первом случае алгоритм прост: авторизоваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Выбрать транспортное средство, подлежащее продаже и заполнить запрос. В запросе указать ИИН покупателя транспортного средства. Подписать запрос ЭЦП. Получить подтверждение от покупателя. В личном кабинете (в разделе «История получения услуг») ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени. При положительном результате обработки запроса обратиться в специализированный отдел НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан». При себе необходимо иметь оригиналы государственных регистрационных номерных знаков, свидетельство о регистрации транспортного средства, акт снятия с регистрации транспортного средства.
Подтверждающему запрос на перерегистрацию транспортного средства необходимо: авторизоваться на портале и пройти в личный кабинет (в раздел «История получения услуг»). Ознакомиться с запросом, ожидающим согласования. Заполнить запрос, выбрать специализированный отдел НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан» для получения государственных регистрационных номерных знаков и свидетельства о регистрации транспортного средства.
Оплатить: государственную пошлину за выдачу государственных регистрационных номерных знаков, государственную пошлину за изготовление свидетельства о регистрации транспортного средства, регистрационный сбор.
Подписать запрос ЭЦП. В личном кабинете (в разделе «История получения услуг») ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки, которое поступит в течение указанного времени. При положительном результате обработки запроса обратиться в специализированный отдел НАО «Государственной корпорации «Правительства для граждан». При себе необходимо иметь документы, подтверждающие оплату государственных пошлин и сбора, акт регистрации транспортного средства, документ электронной формы сделки.
Услуга в электронном формате оказывается только физическим лицам.
Кстати, в спецЦОН за техпаспортом и номерами можно и не приезжать.
Теперь можно оформить доставку государственного регистрационного номерного знака (ГРНЗ) и свидетельства о регистрации транспортного средства (СРТС) «на руки». Для этого достаточно указать необходимые данные, адрес проживания (или местонахождения) и оплатить услугу. После чего сотрудник НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» привезет госномер и свидетельство.
Чтобы оформить доставку на портале электронного правительства в подразделе «Автомобильный транспорт» раздела «Транспорт и коммуникации», необходимо выбрать услугу «Доставка ГРНЗ и СРТС на дом» (она даже отмечена специальным значком «New!»), авторизоваться и заказать ее.
Также нужно заполнить все обязательные поля, указав новые и изымаемые ГРНЗ, СРТС, наименование СпецЦОНа и подробный адрес. Затем необходимо оплатить услугу и подписать запрос с помощью ЭЦП либо при помощи одноразового СМС-пароля (для этого обязательно иметь регистрацию в базе мобильных граждан).
Услуга доступна физическим лицам. Срок оказания услуги – 1 рабочий день, стоимость – 2 240 тенге.
– Но и это еще не все, – говорит PR-менеджер филиала госкорпорации Ярослава Богатырева. – Появился дополнительный способ регистрации автомобиля. Ранее, зарегистрировать автомобиль можно было только в СпецЦОНе или на портале электронного правительства egov.kz. Теперь госуслуга доступна в формате онлайн в приложении kaspi.kz. В приложении переоформление автомобиля можно совершить в разделе «Госуслуги», где есть отдельные вкладки для продавца, покупателя. ЭЦП для пользования услугой не нужна. Документы подписываются специальной электронной подписью Kaspi. Когда продавец снимает автомобиль с учета в приложении, сервис производит автоматическую проверку транспортного средства на наличие обременений, штрафов и налоговой задолженности. Если есть неоплаченные налоги и штрафы, продавец может сразу оплатить их в приложении. Покупатель переводит деньги за покупку, оплачивает пошлины, ставит автомобиль на учет и выбирает государственный номерной знак онлайн. Используя новый сервис процедуру покупатель и продавец автотранспорта могут пройти самостоятельно, не обращаясь в госорганы. После завершения онлайн-сделки, как было сказано ранее, можно заказать доставку документов и государственного номерного знака на дом на портале электронного правительства или забрать их самостоятельно в СпецЦОНе.
Совет да любовь
Машину купили, пора и семью создавать. Сегодня для того, чтобы зарегистрировать брак в Казахстане, одной любви не достаточно. Необходимо наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП). При чем, у обоих влюбленных.
Пары, достигшие 18 лет, вступающие брак впервые, и не имеющие детей (граждане РК), подают заявление на портале электронного правительства egov.kz.
Подающему заявление на регистрацию брака необходимо: авторизоваться, перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Заполнить заявку. Подписать заявку ЭЦП. Получить подтверждение подачи заявления будущим супругом/супругой. Заявление может ожидать подтверждения не более 48 часов, затем аннулируется.
Подтверждающему заявление на регистрацию брака необходимо: авторизоваться и в разделе «История получения услуг» выбрать запрос, ожидающий подписания. Заполнить заявку и подписать ее ЭЦП. Произвести оплату, перейдя по кнопке «Оплатить» на страницу Платежного шлюза электронного правительства. Подписать заявку ЭЦП.
После свадьбы, конечно, встанет вопрос с оформлением документов на детей, но о том, как их получать, мы рассказали выше.
Что касается оформления документов на недвижимость, которую приобретет семья, то ее оформляют через нотариусов, которые сами все знают. Они направляют все документы в госкорпорацию, а владельцам квадратных метров – выдают готовый пакет документов.
В последний путь
Как бы прискорбно это не звучало, но у всего в этом мире есть конец. Как и у человеческой жизни. Последний документ, который оформляется – это уведомление о регистрации смерти. Его можно оформить онлайн.
– Для получения документа нужно авторизироваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн», – резюмировала Ярослава Богатырева. – Заполнить ИИН умершего и нажать на кнопку «Далее». В личном кабинете (в разделе «История получения услуг») ознакомиться с уведомлением об обработке вашей заявки. Уведомление предоставляется только в случае наличия регистрации актов записи о смерти.
Тина МОВА, фото автора