Алмат НУРМАХАНОВ рассказал корреспонденту «К-АГРО» о том, что не стоит бояться разводить верблюдов в северном регионе.
– Алмат Сабырович, как возникла идея разводить верблюдов?
– 15 лет я работал на АО «ССГПО», затем переехал в село Юбилейное, где мы с семьей живем в своем доме с участком. Я просто хотел уйти с работы, но не сидеть дома, а заниматься чем-то другим. Продумали много вариантов и в итоге выбрали верблюдов, потому что верблюдоводство в Костанайской области практически не развито и ниша была пуста. А так как я жил в Узбекистане и с детства знал, что за животное верблюд, у меня родители держали верблюдов, пили шубат, то выбрал именно их.
– Как отреагировали знакомые, друзья? Идея, надо признать, достаточно необычна для наших мест…
– Семья, родители и друзья были в шоке, когда я первый раз привез пять голов верблюдов. Первое время реакция была не очень радостная, так как климат в регионе такой, что не очень подходит для верблюдов. Но я все равно настоял на своем и мы начали их разводить.
– Верблюжьи фермы – перспективное занятие?
– Перспективное, потому что верблюдоводство не сильно развито в северных регионах. К тому же на сегодняшний день спрос на шубат и верблюжье молоко очень высокий. Животные эти неприхотливы и выносливы. «Корабль пустыни» самостоятельно находит пищу, воду. Наверное, это единственное животное в мире, у которого ценится все, начиная от мяса и заканчивая мозолистыми копытами. Многие задаются вопросом: как верблюдов содержать зимой? Большинство не знает, что эти животные нормально переносят и жару, и холод. Ближе к зиме они покрываются густой шерстью, и им не страшны 30-40-градусные морозы. В пустыне, степи эти животные перебиваются редкими источниками воды, сухой травой с колючками. В наших широтах полно зелени, нет проблем с водой.
– Сколько у вас сейчас верблюдов?
– Сейчас у нас 31 голова верблюдов, восемь из них дойные.
– Сколько вы уже вложили в хозяйство? Из каких источников средства?
– В 2016 году я отучился на курсах «Бастау Бизнес» при Палате предпринимателей Костанайской области и получил первый льготный кредит через ТОО «МФО «Атамекен-Костанай». Так появились первые пять верблюдов. В 2018 году нам также через ТОО «МФО «Атамекен-Костанай» дали один кредит – 5 млн 100 тыс. тенге. На эти деньги с Атырауской области я привез шесть голов одногорбых верблюдов – это молочные верблюды.
– Насколько бизнесу важна помощь государства?
– Помощь государства всегда нужна бизнесу. И чтобы бизнес работал, необходима всесторонняя поддержка государства.
– Не возникло проблем при транспортировке: все-таки верблюд животное немаленькое?
– Транспортировка дело очень дорогое, верблюды немаленькие, их нужно связать, чтобы они нормально доехали.
– Принято говорить: упрямый, как верблюд. Справедливо ли это?
– Есть и другая поговорка: один верблюд стоит семи ослов. Считаю, что это несправедливо. Верблюды очень выносливые и надежные, я их очень люблю. У них есть характер, но для меня – это святое животное. Верблюд сочетает в себе противоречивые качества. Он горд и честолюбив. Если верблюда обидеть, он может нанести увечья человеку. В то же время, если относиться к нему с лаской и любовью, он становится покорным, привязывается к человеку и не проявляет агрессии. На Востоке простое созерцание верблюда приравнивается к терапии – еще одно удивительное свойство этих животных. Верблюд успокаивает, снимает напряжение, что отмечают многие туристы. Он исключительно умен, любопытен, благородно красив. У него изумительные, живые глаза. Для меня было удивительно видеть, как спит верблюд – не подкладывая под себя ноги, а раскинув. Примерно так, как вытягивают лапы собаки и кошки.
– Разговаривая с вами, все время прокручиваю в голове сцену из фильма «Джентельмены удачи», где верблюд, что называется, «наградил» Крамарова-Косого плевком в физиономию. У вас что-то подобное случалось?
– Бывает такое и, думаю, еще будут награждать, потому что верблюды не любят, когда им что-то делаешь. К примеру, весной мы их стрижем и надо их связать, а им это не нравится.
– Будете работать над увеличением поголовья?
– Безусловно. Мы планируем увеличить поголовье и производительность верблюжьего молока и шубата. На днях мы участвовали в конкурсе получения участка для выпаса верблюдов и выиграли. Нам дадут 234 гектара земли для выпаса верблюдов. Это очень хорошая мотивация для нас.
– Чем вы кормите животных?
– Для корма закупаем сено, солому и отходы подсолнуха.
– Вы также производите шубат, сколько стоит литр продукта? И каков спрос на него?
– 1 литр шубата стоит 1250 тенге. Спрос на верблюжье молоко есть, шубат очень хороший. У нас есть постоянные клиенты в Костанае, отправляем продукцию также в Нур-Султан, Караганду, один раз был даже заказ в Степногорск. Кроме того, к нам приезжает один хороший клиент из Челябинска, который постоянно берет у нас шубат.
– Трудно найти специалиста по верблюдам?
– Да, все равно что отыскать бриллиант. Сейчас очень трудно найти человека, который хочет работать с верблюдами.
– Недавно вы открыли этнокафе, почему решили начать такой бизнес?
– Мы с супругой давно подумывали о том, чтобы открыть кафе в юрте, где люди могли бы насладиться национальной кухней в соответствующей обстановке. Тем более в регионе такого еще нет. И вот в этом году все получилось. Юрта наша собственная. Мы ее привезли из Узбекистана много лет назад, когда переехали сюда. Потом пришлось ее продать, но недавно мы ее выкупили обратно и очень этому рады. Кафе «Кыз Жибек» открылось в Рудном – это проект моей жены. Она прекрасно готовит. Этнокафе представляет собой юрту, где гостям подают только национальные блюда – бешбармак, куырдак, баурсаки, курт, кумыс, жент, шубат и многое другое.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора