Сегодня в Костанайской области около 180 тыс. получателей пенсий и госпособий. И это не просто цифра. За ней кроются тысячи жизней, судеб, семей. Кто ответственный за начисление денег из бюджета и каково это работать без права на ошибку? Корреспондент «К-АГРО» провела день в областном филиале госкорпорации «Правительство для граждан», в тех управлениях, которые когда-то были отельным ведомством – ГЦВП.
Когда планировался этот материал, многие из моих коллег интересовались моим выбором. Недоумевали: почему именно сотрудники соцблока госкорпорации так меня заинтересовали. Ведь в их работе нет говорящих картинок для фотографий, интересных опытов или практических работ, о которых можно долго и подробно рассказывать… А меня интересовало одно: как удается им держать все и всех во внимании, как удается выплачивать деньги всем, кому это положено, при этом точно в срок и в полном объеме. Как отработать объемы, а они, даже для обывателя это понятно, для нашей области не малые, не допустив ни малейшего прокола вот, что меня интересовало. Не боясь отсутствия «говорящих» фотографий, убежденная в том, что мне будет, что рассказать читателям, я пришла в областной филиал «Правительства для граждан».
С вниманием к каждому
Утро в этих кабинетах началось непривычно тихо для меня… Сейчас объясню, почему.
Помните, в одном из советских фильмов «Служебный роман»: как начинается рабочий день в коллективе? Правильно! Кто-то обсуждает последние новости, кто-то – наводит утренний марафет, кто-то – уже сутра планирует планы на обеденный перерыв. А тут – тишина, сосредоточенный взгляд сотрудников, которые его просто не отрывают от мониторов компьютера и равномерное, даже какое-то музыкальное, постукивание по кнопкам клавиатуры. Здесь все посвящено работе.
– Сегодня в Костанайской области около 180 тыс. получателей пенсий и пособий, – говорит заместитель директора филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Костанайской области Гульсум Хасанова. – Речь идет о тех выплатах, которые проходят через госкорпорацию. – А это 346 тыс. выплат, на которые ежемесячно выделяются почти 16 млрд тенге. Через корпорацию проходят пенсии и спецгоспособия. Например, для многодетных семей, многодетных матерей, которые получили «Күмiс алқа» и «Алтын алқа» (в первом случае до момента достижения детьми 23 лет, во втором – пожизненно); через нас получают пособие ветераны, труженики тыла, пособие по инвалидности, списки №№ 1 и 2 (вредные производства); женщины получают пособие на рождение ребенка, пособие по уходу за ребенком до года; получают пособие по воспитанию ребенка-инвалида, по уходу за инвалидом с детства первой группы старше 18 лет. То есть, от нашей работы зависят многие судьбы. У наших сотрудников нет права на ошибку: одна неверно поставленная запятая, неправильно написанная цифра… Это очень чревато. Преувеличить значимость нашей работы, наверное, и не получится.
Всегда на пульсе
– Стоит понимать, что оформление пенсий и пособий – это не просто пришел в ЦОН отдал документы и выплата положена автоматически, – поясняет и.о. руководителя Управления мониторинга социальных выплат областного филиала госкопорации Ерболат Сейдахметов. – За каждым документом идет многоуровневая работа и проверка. Проверяют полноту и правильность документов, обоснованность назначения выплаты, их суммы и сроки выплаты, банковские реквизиты, при отказе орагна-услугодателя – причину отказа. От момента подачи документов в фронт-офисы госкорпорации и до момента назначения выплат проводится большая планомерная работа. И так изо дня в день, из месяца в месяц. Все под контролем. То есть, в процессе задействованы ЦОНы на местах, наши районные и городские подразделения, органы-услугодатели и мы. В филиале три профильных управления: мониторинга социальных выплат, контроля электронных макетов дел и работы с юридическими и физическими лицами, учета социальных выплат.
На вопрос: как же получается учесть всех получателей, получаю четкий расклад. Те выплаты, которые уже оформлены, они автоматически начисляются, каждое новое дело вносится в областную заявку для республиканского бюджета на месяц вперед. То есть, те, кто подает документы в августе, получат выплаты в сентябре.
А как же изменения? Ведь только в 2020 году повышение пенсий и пособий производилось дважды: с 1 января и с 1 апреля, повышение было и с 1 января 2021 года. Это же все нужно учитывать?! Конечно! Учитывать, просчитывать, проверять, запрашивать средства в республиканском бюджете…
– При всех изменениях пенсий, о которых вы говорите, перерасчет идет автоматически, а вот когда 1 января 2020 года было введено новое государственное пособие для многодетных семей, то мы отрабатывали, согласно поступающим заявкам, – продолжает Ерболат Сейдахметов. – При этом, какая предварительная работа на местах была проведена. Сотрудники районных, городских, сельских акиматов, наши коллеги на местах, все они проводили подворовой и поквартирный обход: актуализировали данные, разъясняли грядущие изменения. Все для того, чтобы все потенциальные получатели пособия смогли его и оформить и получить. Это был большой пласт работы, который, как принято говорить у вас, у журналистов, остался за кадром. Теперь вышеуказанное пособие выплачивается всем многодетным семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет, независимо от дохода семьи, в дифференцированных размерах.
И тут меня озарило. Прошлый 2020 год. Выплаты 42 500… Они ведь тоже проходили через госкорпорацию.
– 2020 год был сложным во всех аспектах, – подтверждает Гульсум Хасанова. – Пандемия во все внесла свои коррективы. А что касается выплат 42 500, то работы прибавилось. Всего за время действия режима ЧП только сотрудниками нашего филиала были отработаны 334 тыс. выплат. Для того, чтобы отрабатывать все максимально быстро, мои коллеги здесь в буквальном смысле ночевали. И, опять-таки, потому что именно от их профессионализма, слаженной работы без шансов на ошибку, зависело благосостояние наших граждан.
И вот 18:00. Конец рабочего дня. Но никто из сотрудников не встает, не уходит. На мой немой вопрос добродушно улыбаются. Мол, не все еще сделано, а на завтра здесь дела откладывать не принято.
Еще немного о льготных категориях
Если говорить о работе госкорпорации со льготными категориями граждан в целом, то стоит отметить еще и то, что граждане эти приходят в ЦОН и за другими услугами. И тут в работе есть несколько отличий.
Первое – «Льготное окно» в каждом ЦОНе. Что значит «льготное»? Каждый из нас понимает, что, несмотря на принимаемые меры, бронирование и социальную дистанцию, Отделы обслуживания населения – это места скопления людей. Чтобы инвалиды, пенсионеры и многодетные матери не тратили свое время, для них и открыты отдельные окошки. Получить в них можно полный перечень государственных услуг.
И тут речь идет о тех Отделах, которые работают «по живой очереди». Тем, где обязательное предварительное бронирование времени, обязательно нужно поставить галочку перед категорией услуги «Льготное окно». Таким образом появится дополнительная возможность забронировать время посещения, независимо от общей очереди.
Но и обмануть систему не удастся. При выборе «Льготное окно» проверяется ваша льготная категория. И только в случае подтверждения ваших данных, вы сможете получить электронные и бумажные услуги.
Второй вариант работы со льготными категориями – оказание услуг на дому. Учитывая саниатрно-эпидемиологическую ситуацию, костанайским пенсионерам советуют получать госуслуги именно так.
Услугой с выездом на дом могут воспользоваться люди с инвалидностью первой и второй категории, пожилые люди возрастом старше 65 лет, участники Великой Отечественной Войны и дети-инвалиды. То есть, те граждане, которые самостоятельно не могут прийти в ЦОН.
– Ранее услугу могли получить граждане старше 70 лет, – подчеркнул заместитель директора филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Шыңғыс Әшірбеков. – Но в 2020 году, из-за пандемии короновируса, были приняты изменения. Так как люди старше 65 лет входят в группу риска. Поэтому мы и рекомендуем тем категориям лиц, которые могут получать госуслуги на дому, воспользоваться этой возможностью и не рисковать своим здоровьем. С начала года сотрудниками костанайского областного филиала уже совершено 1958 выездов, оказаны 447 456 услуг. Самые популярные услуги – это, конечно же, документирование граждан, а так же оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Для того, чтобы вызвать работника госкорпорации на дом, гражданину или его опекуну необходимо позвонить в Единый контакт-центр 1414 и оставить заявку на получение услуги. После чего с ним свяжутся специалисты госкорпорации «Правительство для граждан», уточнят полноту документов и назначат дату и время оказания госуслуги на дому. Услуга должна быть оказана не позже семи рабочих дней с момента получения заявки.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора