Вчера по всей стране прозвенели звонки, прошли торжественные линейки и начался новый учебный год. Не секрет, что в этот период у родителей поднимается тревога, ведь это совершенно другой режим дня в отличие от летнего, это огромная дополнительная физическая и эмоциональная нагрузка и у детей, и у родителей, это груз ответственности за благополучие детей вне дома, за их здоровье, за их успеваемость. А для детей это еще больший стресс – резкая перемена жизни, ограничение свободного времени, ранние подъемы, умственная и эмоциональная нагрузка… В этой статье мы поговорим с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Еленой ПЕТРЕНКО о главных принципах, способных помочь комфортно, рационально и правильно подойти к началу учебного года с психологической точки зрения.
Будь готов! Психологически
– Начнем с самого начала. Что такое психологическая готовность ребенка к школе? Это готовность ребенка учиться, получать и осваивать новые знания, навыки, умения, в группе сверстников. Психологическая готовность к школе включается себя ряд компонентов: развитость эмоционально-волевой сферы — умение контролировать эмоции, поведение. Это общий кругозор, самостоятельность мышления, внятная речь. Это наличие мотивационных факторов: «я хочу учиться», «мне интересно учиться», «хочу знать что-то новое». Умение общаться со сверстниками, умение общаться со взрослыми, чувствовать разницу, соблюдать субординацию между ровесниками и взрослыми. Движущая сила не только «я хочу» в ребенке, а еще и «надо»: я не очень хочу, но надо. Умение удержать себя в этом состоянии, умение удержать внимание в течение урока, — все вместе это и является психологической готовностью к школе.
– В первую очередь отмечу, что эмоциональный фон детей и родителей взаимосвязан, – пояснила Елена Александровна. – Если в семье появляется нервозность, тревожные мысли относительно того, какие сложности предстоят в новом учебном году – она передается всем членам семьи, что негативно сказывается на детской психике. Вы должны сдерживать свои эмоции, и как можно больше разговаривать и интересоваться тем, как настроен сам ребенок, чего хочет, что ему не нравится. Обращайте внимание на то, знает ли он, как себя вести в разных случаях, умеет ли он сдерживать свои импульсы, любознателен ли он, интересуется ли чем-то, доводит ли свою деятельность до конца? Легко или нет, вступает в контакт со сверстниками?
Почему это важно в современных условиях? Факторов очень много – обилие направлений молодежных движений, соприкосновение ментальности и воспитания разных поколений (учителя – ученики), гаджеты, интернет и сопутствующие ему социальные сети, сайты знакомств, платформы онлайн-чатов и многое другое. Здесь важно найти баланс, правильно относиться к себе и к окружающим. Особенно это важно для детей любого школьного возраста, ведь детская психика способна воспринимать любую неудачу как поражение, что может наносить психологические травмы. Конечно, для родителей каждый ребенок прекрасен, уникален, волшебен и самый умный. Это абсолютно правильно. Так и должно быть. Поэтому здесь необходимо мнение воспитателей, педагогов, с которыми ребенок занимается. Они смогут определить, насколько ребенок заинтересован в учебной деятельности? Насколько адекватна его самооценка? Умеет ли он принимать критику, делать из нее выводы? Это значит, что родители должны поддерживать тесный контакт с педагогами и учитывать их рекомендации. Это важно, поскольку в школе ребенок может встретиться с не самыми прекрасными оценками своей деятельности со стороны сверстников, со стороны учителей. Ребенок должен уметь это правильно переживать.
– Родительская поддержка необходима детям всех возрастов, будь то первоклассник, ученик среднего звена или выпускник, – отмечает Елена Александровна. – Но для всех категорий необходим разный подход, например, для тех, кто учится в выпускных классах важнее всего не психологическая готовность к школе, потому что она у них сформировалась, а психологическая готовность к экзаменам, стрессоустойчивость, навыки самопрезентации, уверенность в своих силах. Если мы говорим про первоклассников, в первую очередь, психологическая готовность к школе исходит из готовности родителей. Начальная школа — это процесс привития любви к знаниям. Ребенок должен не столько получить какие-то конкретные знания, сколько полюбить учиться, научиться учиться.
В начальной школе огромное место занимает сам процесс, поэтому в первых классах практически не ставят оценки, потому что основная задача — обучение процессу обучения. Тем не менее, важно — воспитывать в детях амбициозность и честолюбие, важно хвалить детей за их результаты, важно анализировать результаты ребенка, оценки, что получилось, в чем ты был молодец, какие твои знания, навыки, умения тебе помогли достичь успеха или наоборот, какая помощь тебе нужна, сего тебе не хватало и можно преодолеть неудачу.
В среднем и старшем звене обучение уже целенаправленное, а мотивация к нему должна быть заложена в начальной школе. От начальной школы в принципе зависят дальнейшие успехи в обучении. Плюс — насколько в семье благоприятна атмосфера, связанная с учебой.
– Но всегда надо помнить и понимать, что учеба — это не все в жизни ребенка, это часть жизни, и относиться надо к ней, как к части жизни, не ставить на нее слишком много, – подчеркнула Елена Петренко. – Любить ребенка надо потому, что он есть, а не потому, что он носит хорошие оценки.
Поддержка – ключевой фактор
Вопросом психологической подготовки детей к трудностям периода взросления в школе сегодня занимаются не только родители, но и психологи, специалисты, которые владеют знаниями, техниками и методиками, необходимыми для формирования нужных навыков. Для каждого ребенка приемы и механизмы будут свои. Специалисты могут помочь научиться справляться со стрессом, легче и быстрее адаптироваться к школе. Поэтому бояться доверить дело профессионалам – не стоит.
– К примеру, если мы говорим про начальную школу, это любые проявления невроза у ребенка, – отмечает Елена Петренко. – Плохой сон, плохой аппетит, чесотка, повышенная тревожность, отказ идти в школу, — это все поводы обращаться к психологам, не затягивая. Если мы говорим о подростках, тут причин и поводов гораздо больше. Основное — отказ идти в школу. Тотальная неуспешность ребенка, плохие оценки — тоже повод обращения к психологу. Именно в школе диагностируется большое количество таких расстройств, как дислексия, дисграфия, которые мешают процессу обучения. В современном мире это довольно распространенное явление. Сейчас дети должны перерабатывать очень большие объемы информации, возникают проблемы, связанные с этим. Также родитель может заметить, что на протяжении длительного периода у ребенка возникают ошибки одного и того же характера. Однотипность ошибок — что бы вы ни делали, как бы вы с ребенком ни занимались, ни объясняли ему, ошибки так или иначе повторяются — это повод идти к специалисту. Родители могут только разговаривать со своим ребенком. Основная опция родителя — это любить, создавать безопасную среду для изучения и познания мира, и разговаривать, разговаривать, разговаривать…
Другими словами, должно быть меньше личной — родительской — тревожности, больше личного спокойствия, больше поддержки ребенка во всем, что с ним происходит.
Две стороны медали
Еще один важный момент – родительская выдержка по отношению к собственной жизни и личным проблемам. Если вы устали на работе, если у вас неприятности, вам тяжело, не лезьте к ребенку с разговорами о том, как прошел его день в школе, сначала восстановите себя.
– Если вы чувствуете, что вы «закипаете», уйдите, попейте воды, займитесь любимым делом, – говорит Елена Петренко. – Пока вы не поймете, что у вас есть силы продолжить разговаривать с ребенком. Если это необходимо, попросите вас подменить каким-то другим членом семьи. Если нет возможности, сделайте перерыв для всех. Если вы не сдержались, накричали на ребенка, попросите у него прощения, это не так страшно. У современных родителей сложный темп жизни, слишком много нужно успеть, при этом не забыть помочь школьникам. Вообще каждый должен делать то, что он умеет делать лучше всего. Если есть возможность, объяснением ребенку материала должны заниматься педагоги, репетиторы. Задача родителей — любить своих детей. Они не учителя, не педагоги. Вы не учителя, не педагоги и не должны знать, как объяснить и преподать тот или иной материал. Учите ребенка подходить к учителю, если он не понял что-то, переспрашивать, просить ему объяснить снова. Учите ребенка не стесняться говорить, если он что-то не понял, не расслышал или у него что-то не получается.
Тина МОВА, фото автора