1 октября в Казахстане отмечали День пожилого человека. В городах и районах делали для пенсионеров бесплатный проезд в общественном транспорте, проводили праздничные концерты (естественно, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм), дарили подарки или оказывали разовую материальную помощь. В Костанайском областном филиале НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» решили одним днем не ограничиваться и «праздновать» начали за месяц до указанной даты.
Все начинается с идеи…
— Как оказалось, одиночество – одна из основных проблем в пожилом возрасте, – говорит руководитель Управления HR и СМК филиала Зухра Султангазина. – И даже для тех, у кого есть дети и внуки. К тому времени, когда мужчины и женщины выходят на пенсию, их дети уже создают семьи, у них есть свои дела, дома пенсионеров пустеют. Отсутствие общения и социальная изоляция, определенные проблемы со здоровьем негативно сказываются на психологическом здоровье пожилых людей. В такие периоды бабушкам и дедушкам крайне необходима забота, общение, ощущение своей полезности и причастности к жизни общества. Но в век современных технологий пожилые люди остаются невостребованными, так как молодежь больше интересуют компьютерные технологии и общение в социальных сетях, а не живое общение с бабушками и дедушками. Для того чтобы не терять связь поколений, мы создали в филиале Совет ветеранов и Совет по делам молодежи, которые часто проводят совместные мероприятия. Я всегда считала, что День пожилого человека должен быть каждый день. Сейчас я поясню свою мысль. Нельзя «защищать» детей только 1 июня, а о ветеранах вспоминать только 9 Мая, также и о пенсионерах помнить и помогать им нужно не только 1 октября, а постоянно. Кстати, мы так и делаем. Мы всегда в курсе того, как складывается жизнь наших сотрудников, ушедших на заслуженный отдых, помогаем им по мере необходимости, например, дров наколоть, огород перекопать, одиноким, если нужно, и в магазин сходить. В этом году запустили в филиале такую акцию – «Бюро добрых дел». За месяц до праздника начали марафон помощи нашим бабушкам и дедушкам. Отрадно, что идею поддержали во всех уголках Костанайской области.
Как оказалось, самой востребованной в межсезонье стала физическая помощь, особенно в сельской местности.
Современные «тимуровцы»
И действительно, идею Управления поддержали единомышленники.
— У нас у всех есть родители, которым мы всегда стараемся помогать, а ведь есть пожилые люди, которым помощи ждать не откуда, – говорит HR-менеджер отдела по обслуживанию населения Аулиекольского района Жаннат Абишева. – Как не откликнуться на призыв? Да, мы не социальные службы, но готовы поддержать наших стариков. Помощь оказываем посильную. Мы живем в сельской местности. Тут и двор к зиме подготовить надо, и дрова. Причем дрова не только заготовить, но и правильно сложить для хранения. Надо – мы и в доме уберемся. Это ведь совсем не сложно… Но самая главная наша поддержка – это разговор по душам. Как много интересного могут рассказать наши пенсионеры, какие интересные истории бывали в их биографии. Бывает, вот так посидишь, поговоришь, посмотришь старые фотографии, и самому на душе становится как-то спокойнее и радостнее одновременно.
Между тем в Костанайском районе полным ходом идет перекопка огорода. Тлек Кущугулов, не отвлекаясь от работы, рассуждает:
— Когда я участвую в таких мероприятиях, да и вообще кому-то помогаю, невольно закрадывается мысль о том, что и мне, моим близким, тоже когда-то нужна будет помощь. И я хотел бы, чтобы наши дети выросли достойными гражданами, готовыми поддержать в трудную минуту. А как воспитать такие качества? Конечно же, только своим примером!
— Помните, как у классика, – тут же говорит стоящая рядом Мария Цуркан (чей огород и перекапывают). – «Герой нашего времени». Вот так и эти ребята – герои. Сегодня все чаще молодежь озлобленная какая-то, все куда-то спешат, безразличие какое-то друг к другу… А тут… Я благодарна тысячу раз за такую поддержку.
Кстати, сотрудники отдела по обслуживанию населения Костанайского района, помимо посильной помощи пенсионерам, подготовили 1 октября и маленькие сюрпризы и тем пожилым, кто пришел в ЦОН за услугами. Каждому – по сладкому презенту.
— Этот подарочек мы сделали не для галочки, – говорит руководитель отдела Айнагуль Алимгазина, – а для их улыбки. Знаете, как приятно, когда тебе улыбаются клиенты. Сразу чувствуешь, что ты работаешь не зря.
Про доброе дело
говори смело
В городах тоже помогали пожилым людям: и продукты до дома донести, и через дорогу на оживленном участке улицы перейти, и продукты закупить, и помочь с уборкой квартиры.
— Мы, когда просили сделать совместные фото, – наперебой говорят Айнур Габдулова и Аида Нысанова, – ловили себя на мысли, что улыбаемся шире, чем те, кому мы помогли. Наверное, это из-за чувства собственной полезности. Оказывается, не так много надо, чтоб почувствовать себя нужным. Действительно, за рабочими обязанностями и повседневной рутиной мы не обращаем внимания, что рядом есть кто-то, кто нуждается в нашей поддержке, добром слове, помощи. А ведь это все нам возвращается в стократном размере! Не зря говорят: «Про доброе дело говори смело».
— А у меня у самой уже внуки есть, – с улыбкой говорит HR-менеджер первого отдела по обслуживанию населения Костаная Айнаш Инертбаева. – Но не поддержать «Бюро добрых дел» не могла. Лишней помощи не бывает. Пока я помогала «на выезде», моя коллега Карлыгаш Жапарова выполняла свою «миссию» в ЦОНе. Вы же знаете, как много услуг перешли сейчас в формат онлайн. Карлыгаш помогала нашим пожилым людям учиться получать услуги самостоятельно. И вы знаете, у нее отлично получается. А еще лучше получается у наших бабушек и дедушек осваивать интернет-пространство. Получили ЭЦП, изучили, как получать справки, и их уже не остановить! Очень быстро все запоминают, готовы учиться новому, даже других учат, как запросы делать и документы скачивать. Так что помощь мы оказываем разностороннюю, но всегда нужную.
Кристина ГЕРАСИМОВА, фото автора