Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Патриот формируется в детстве

9 октября 2021 12:28 • 608 просмотров

Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания. Директор Коржинкольской общеобразовательной школы Нина НИКУЛИНА в интервью «К-АГРО» рассказала о том, что насколько воспитатель, классный руководитель, учитель сможет развить в своем подопечном данное чувство, настолько будет сплоченным и толерантным в целом наше общество.

— Нина Владимировна, скажите, доступны ли первые чувства патриотизма в дошкольном возрасте?

— Как раз в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма. Родители, как наставники, делают первые шаги вместе со своими детьми, формируют черты характера ребенка, можно сказать, закладывают фундамент: привязанность к родителям, близким людям, родному дому. Сегодня воспитание не потеряло своей актуальности, нам важно, каким будет человек, как освоит две самые главные роли: гражданина и патриота. Дети в этом возрасте любознательные, отзывчивые, восприимчивые, их легко можно заинтересовать. Через общение с близкими они познают окружающий мир, накапливаются знания о семье, традициях и обычаях. Важно, чтобы ребенок уже с дошкольного возраста начал осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины и чувствовал ответственность за них. Воспитатель также является активным помощником для семьи. Под его руководством дети учат стихотворения, слушают беседы о Государственных символах, участвуют в праздниках, смотрят видеоролики о столице и стране.

— На современном этапе воспитания будущего гражданина, патриота своей страны становится очень актуальным, а сложно ли это?

— Школа во все времена выполняла заказ общества, государства в области образования подрастающего поколения. В современном обществе, которое строит Казахстан, идет процесс изменения образовательной парадигмы. Система образования обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся творческой личности, которая стремится к самовыражению и самореализации. Патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Среда, образ жизни в семье – это то, что формирует патриотизм. Какой бы творчески и интеллектуально одаренной ни была личность, проявление в ней любви и уважения к своей стране и национальной культуре делает эту личность ярче, богаче и самобытнее. Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Патриотическое воспитание юных граждан Казахстана берет свое начало с таких ценностей, как семья, родной край, люди, Отчизна – это своеобразная «корневая система». Сегодня учащиеся школы готовы отстаивать интересы Отечества, желают знать его историю, культуру, традиции, но в то же время сегодня нам, педагогам, непросто привлечь интерес и внимание детей. Их соперники – телевизор, телефон, компьютерные игры.Чтобы заинтересовать учеников, учителю приходится быть очень изобретательным.

— Что важно рассказывать детям, чтобы взращивать в них чувство патриотизма?

— Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько воспитатель, классный руководитель, учитель сможет развить в своем воспитаннике данное чувство, настолько будет сплоченным и толерантным в целом наше общество. Коллектив школы проводит большую работу по воспитанию будущих патриотов Республики Казахстан. Наши ученики с первых дней развивают в себе такие качества гражданина, как чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос; уважительное отношение к Государственным символам, государственному языку, языкам народа Казахстана; гордость за свое Отечество, народ; гуманизм и милосердие. Сердцем патриотического воспитания является Уголок боевой славы, благодаря которому учащиеся школы знают своих земляков – участников Великой Отечественной войны. Науменко Василий Дмитриевич – кавалер ордена Славы трех степеней и многих других наград. В школе в мае проводится легкоатлетический пробег, посвященный памяти ветерана. Традиционно в рамках месячника «Патриот» проводится «Вахта памяти», ребята старших классов несут почетный караул у обелиска. Проводится конкурс рисунков среди 1–4 классов, конкурс сочинений и боевых листков среди 5–11 классов «Память. Долг. Верность», трудовые десанты и акции. Вместе с учащимися педагоги школы собрали материал и сделали фронтовой электронный альбом Коржинкольского сельского округа. Особое почетное место в Уголке отведено выпускнику нашей школы Геннадию Кравченко, погибшему в Афганистане 14 декабря 1982 года. Памяти Геннадия Кравченко ежегодно проводятся «Смотр строя и песни», линейка, «Эстафета будущего воина», где юноши соревнуются в знании теории НВП, а также на самого меткого стрелка, сильного и выносливого воина. В конкурсную программу входит сборка автомата на скорость, задачи на логику, чтение карты. Наша школа по приглашению ветеранов-пограничников из поселка Боровское Мендыкаринского района является постоянным участником памятного футбольного турнира однополчанина Геннадия Кравченко – Каирбека Муканова, погибшего в октябре 1982 года. Учащиеся принимают участие в олимпиадах, в конференциях по краеведению, где рассказывают об истории села, о людях, которые строили его, прокладывали первую борозду.

— Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями? У казахов говорят: «Хозяевами и покровителями воспитания являются семья, родители». Сегодня педагогика также уделяет особое внимание семейному воспитанию?

— Безусловно. Каждый из нас был ребенком. Семья, родители – это самое близкое и родное. Это сказки, стихи, домашние традиции, а если рядом бабушка и дедушка – то процесс воспитания пойдет через опыт и мудрость, ведь их жизненный опыт очень ценен. Бабушки и дедушки обладают большим терпением. Чтобы ни делали бабушка и дедушка, внуки обязательно повторяют за ними, все это сопровождается присказками, поговорками, песнями. Уважение к старшим, забота о младших, взаимопонимание, взаимовыручка – все это прививается в семье. Если ребенок не сажал деревья вместе с родителями, не видел доброго отношения взрослых к животным, то он и не будет бережно относиться к родной земле, когда вырастет. Как точно сказано: «Какое воспитание ты даешь ребенку, такое уважение ты поучишь в старости». Как говорят в народе: «Что посеешь, то и пожнешь». Сегодня воспитание не потеряло своей актуальности, нам важно, каким будет человек, как освоит две самые главные роли: гражданина и патриота.

— Во время пандемии все тяготы воспитания и образования детей легли на семью. В этом вопросе, что особо подчеркивается и в Послании Президента, важная роль принадлежит детским садам и дошкольному образованию?

— Пандемия внесла коррективы не только в образовательный процесс, но и в воспитательный. Долгое время родители считали, что школа отвечает за обучение и воспитание детей. Дистанционное обучение показало обратное. Многие родители столкнулись с трудностями в обучении и воспитании детей. Стали задавать вопросы, обращаться к школьному психологу за советом. Пандемия изменила не только мир, изменился человек, общество, но семья остается важным мостиком между школой и родителями.

— Главная задача современного общества воспитать целостного человека?

— Новое качество нации и новая парадигма развития народа, обозначенные в Послании, формируются национальным духом из семейных истоков, воспитанием, заложенным в сознание граждан суверенного государства. В своем Послании Глава государства отметил, что «сегодня перед нами стоит задача – сформировать новую парадигму развития нашего народа и новое качество нации». В целях формирования глубокого понимания ценностных основ программы «Рухани жаңғыру» в школе реализуются следующие проекты: «Дебаты», «Читающая школа», «Семья и школа», «Школьное самоуправление». Данные проекты направлены на развитие казахстанского патриотизма, формирование семейных ценностей, совершенствование самоопределения обучающихся. Учащиеся школы заинтересованы в реализации проектов, через участие в конкурсах и проведении мероприятий для более глубокого осознания себя как гражданина своей страны и развитие своих лидерских качеств.

Кристина ГЕРАСИМОВА, фото из архива
Нины НИКУЛИНОЙ