Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Цифровизация дает прозрачность

15 октября 2021 15:28 • 682 просмотров

В Послании было сказано о том, что необходимо стремиться к отказу от использования бумаги в межведомственном взаимодействии и при общении с гражданами. О том, какая работа в данном направлении проводится в Костанайской области, мы поговорили с руководителем областного Управления информатизации, оказания государственных услуг и архивов Азаматом КАШИЕВЫМ.

— Азамат Совхозбаевич, какие госуслуги востребованы больше всего?

— Более 6,5 млн госуслуг оказано жителям Костанайской области за девять месяцев 2021 года. На сегодняшний день местные исполнительные органы области оказывают 174 вида государственных услуг. Реестром переведены в электронный формат 162 услуги, что составляет 93%, на портале электронного правительства автоматизировано  150 госуслуг. По итогам 9 месяцев жителям Костанайской области в электронном формате оказано 92% услуг. В электронном виде получили услуги 6 млн 168 тыс. юридических и физических лиц, что составляет 93% от общего числа оказанных услуг. Что касается 2020 года, то оказано более 8 млн госуслуг, а в 2019 году более 3,5 млн. Что касается востребованности госуслуг, наибольшее количество услуг оказано в сфере здравоохранения – это более 4 млн услуг или 72% от предоставленных. Наиболее востребована услуга «Запись на прием к врачу», которой воспользовались по области около 3,5 млн раз. Стоит отметить, что процесс цифровизации госуслуг проходит централизованно по всем регионам Казахстана. Цифровизация и автоматизация государственных услуг, оказываемых МИО, закреплена за ЦГО в соответствии с отраслевой направленностью. То есть за автоматизацию госуслуг в сфере образования ответственно Министерство образования, в сфере земельных отношений – Министерство сельского хозяйства и так далее. Данный механизм введен для исключения использования различных информационных систем в разных регионах Казахстана по одной и той же услуге и применения единообразия по стране.

— В период пандемии граждане имели возможность получать государственные услуги только онлайн. Как вы думаете, сейчас общество осознало значимость электронных госуслуг?

— Думаю, что общество осознает значимость электронных госуслуг и понимает, что их получение в таком формате позволяет сэкономить свое время и материальные ресурсы. На сегодняшний день наблюдается повышенный спрос на получение различных услуг в режиме онлайн. Это связано со стремительным темпом развития интернет-отрасли в целом, а также стремлением граждан к оптимизации своего времени. И самое главное автоматизация дает прозрачность, открытость. Уже сам услугополучатель может наблюдать процесс прохождения и обработки его документов. Получить государственные услуги граждане могут в онлайн-режиме, через портал электронных услуг egov.kz, мобильное приложение MGov и Телеграм-бот. К примеру, в мобильном приложении eGov mobile реализовано порядка 100 видов популярных услуг и сервисов. В приложении имеется возможность хранения цифровых документов. На текущий день в eGov mobile доступно 18 цифровых документов: удостоверение личности, водительское удостоверение, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества, свидетельство о расторжении брака, технический паспорт, результат ПЦР-тестирования на COVID-19, студенческий билет, диплом, удостоверение пенсионера, удостоверение кандаса, свидетельство о регистрации транспортного средства, социальный ID, паспорт вакцинации, получатель пособия многодетной семьи, удостоверение инвалидности, удостоверение получателя адресной социальной помощи.

— Какая работа в области проводится по предупреждению нарушений в сфере оказания государственных услуг?

— В Костанайской области значительно снизилось количество нарушений требований законодательства в сфере госуслуг. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года снижение произошло почти в семь раз. Стоит отметить, что в этом году наблюдается положительная динамика по резкому снижению количества нарушений требований законодательства. Выявлено 325 нарушений, за девять месяцев 2020 года – 2 199. В целях предупреждения нарушений в сфере оказания государственных услуг службами внутреннего контроля за девять месяцев этого года проведено более 200 контрольных мероприятий. По результатам проведенных проверок направлены рекомендации по устранению выявленных недостатков в работе. В целом за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц. Вместе с тем в текущем году наблюдается положительная динамика снижения нарушений сроков предоставления услуг.

— Какая работа проводится в области по информированию населения о возможностях информационных систем?

— В области проводится масштабная информационно-разъяснительная работа. К этим вопросам подключены все государственные органы и общественность. Телекомпанией «Алау» транслируются онлайн-выпуски по популяризации компонентов портала, а также получения различных госуслуг в электронном виде. На интернет-ресурсе и официальных страницах в социальных сетях Управления размещается информация по выявлению потребности дополнительных наборов, открытых данных, в том числе по подведомственным организациям области. Через интернет-портал «Открытый диалог» по вопросу потребности населения в открытых данных, в том числе по подведомственным организациям, проводятся опросы и интернет-конференции. В области транслируются видеоролики в местах получения услуг, на интернет-ресурсах, социальных сетях, публикуются статьи в СМИ, распространяются брошюры и буклеты, разработана инфографика о способах оказания, а также удобстве и быстроте получения электронных госуслуг.

— Именно граждане являются прямыми услогополучателями, поэтому только они могут дать объективную оценку качества услуг и, конечно же, существующие недостатки работы. Какая работа проводится в этом направлении?

— Управлением совместно с департаментом по делам госслужбы проводится акция «Оңай қызмет». Это уникальная акция, которая проводится только в нашей области, создана по инициативе Управления информатизации. Только услугополучатель может дать полную объективную оценку качества услуг и выявить существующие недостатки работы, поэтому «Оңай қызмет» отличная возможность для получения обратной связи с гражданами. Пользуясь возможностью, хочется обратиться к жителям Костанайской области и сказать, что граждане должны проявлять активность, давайте вместе повысим качество оказания государственных услуг!

— В Костанайской области планируют активно развивать IT-отрасль. О планах создания новой ассоциации в регионе вы рассказали на специальном брифинге. Расскажите подробнее о работе новой ассоциации?

— В Костанайской области планируют создать IT-ассоциацию. Она подразумевает объединение всех компаний региона, связанных с информационными технологиями. Плюсы в этом видят как работники этой сферы, так и управление информатизации. Главное преимущество – это удешевление стоимости проектов, а также возможность за счет государственной поддержки экономить средства при развитии новых проектов. Первым шагом на пути создания IT-ассоциации стала наша встреча с представителями компаний из этой сферы. Проведен специальный брифинг. Сегодня IT-компаниям необходима государственная поддержка для создания благоприятных условий их развития, а государство готово им помочь в этом. Скажем, кто-то, например, занимается в направлении ЖКХ, кто-то занимается в направлении сельского хозяйства, поэтому мы хотим в рамках программы «Цифровой Казахстан» сделать единый подход. Если мы идем в рамках смарт-сити, значит, фирмы должны двигаться в одном направлении. Например, для решения проблем с финансированием проектов IT-отрасли в Казахстане создан Astana Hub – международный технопарк IT-стартапов. Его участниками уже стали 400 казахстанских компаний, которые получают налоговые преференции: освобождение от уплаты налогов, уплаты КПН, НДС на импорт товаров и другие льготы. Стоит отметить, что эта была первая встреча, таких будет еще несколько. А решение будет принято на совместном совещании с участием министерства цифрового развития, IT-фирм, палаты предпринимателей «Атамекен», а также образовательных учреждений области в сфере IT-образования.

— Ежегодно проводится мониторинг качества оказания госуслуг. Какова удовлетворенность граждан оказанием госуслуг в области?

— Общественный мониторинг позволяет изучить доверие граждан к услугодателям. Постоянное проведение таких исследований позволит отслеживать динамику изменения качества оказываемых государственных услуг и вносить рекомендации по улучшению работы госорганов. Цель – определение уровня удовлетворенности услугополучателей качеством, доступностью и процедурами оказания госуслуг услугодателями, а также выявление проблемных вопросов при оказании госуслуг. Замер качества предоставляемых услуг в 2020 году проведен независимой консалтинговой компанией города Караганды. В среднем удовлетворенность всеми услугами составила 9,01 балла из 10 возможных. Респондентами были оценены лучше других такие параметры услуг, как результат (9,4 балла), обслуживание (9,1). Менее всего потребители удовлетворены процедурой (8,6) и информацией по услуге (8,8). Некоррумпированность услуг оценена на 9,7 баллов. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что за 2020 год показатели по качеству оказания государственных услуг практически во всех городах и районах области выросли. Что касается общественного мониторинга текущего года, то в этом году в нашей области общественный мониторинг проводится ТОО «МБА КОНСАЛТИНГ» из г. Нур-Cултана.

Тина МОВА, фото автора