В современном мире процедура медиации с каждым днем становится все более актуальной. Ведь сегодня общество полно стрессов, которые впоследствии вытекают в конфликты, споры, судебные разбирательства. Не допустить дело до суда и решить возникающие проблемы могут помочь медиаторы. Именно медиаторы, благодаря своему профессионализму и большому жизненному опыту, помогают сторонам прийти к компромиссу и найти общее решение.
При этом используют примирительную процедуру в разных отраслях. Медиация помогает решить корпоративные и семейные споры, конфликты на работе, в образовании, в банковской и других сферах… Сегодня мы расскажем о том, как досудебное урегулирование дел может помочь в делах с участием несовершеннолетних.
Немного ликбеза
Закон РК «О медиации» был принят 28 января 2011 года. Он регулирует общественные отношения в сфере организации медиации в Казахстане, определяет ее принципы и процедуру проведения, а также статус медиатора.
В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Закона, «медиация – процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон», а в соответствии с подпунктом 2 статьи 2, «медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона».
Не детская проблема
В прошлом году «К-АГРО» уже рассказывала о том, что в Костанайской области запущен трехгодичный проект «Организация деятельности центров школьной медиации». По словам президента ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области» Сергея Богатырева, проект этот очень актуален.
— Появившееся понятие «школьная медиация» можно определить, как систему общественных отношений в образовательной среде, возникающих между конфликтующими сторонами и беспристрастной незаинтересованной третьей стороной – медиатором, – говорит он. – Если говорить о нормативно-правовом регулировании общественных отношений, возникающих при применении метода школьной медиации, нужно отметить, что оно основано на международных правовых актах и на таких нормативных правовых актах, как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РК, Кодекс «О браке (супружестве) и семье», Законы «О правах ребенка», «Об образовании», «О медиации», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», соответствующие приказы МНОН РК. Реализация Концепции государственной молодежной политики РК до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее» также нацелена на правовое просвещение несовершеннолетних, предупреждение совершения ими правонарушений и преступлений, оказание квалифицированной помощи школьного медиатора на начальном этапе возникшего конфликта, а также на воспитание молодежи толерантной и конфликтоустойчивой, реализацию восстановительного подхода к разрешению конфликтов, построение конструктивных отношений в образовательном сообществе. Не стоит забывать, да и скрывать, что в мире существует целый ряд проблем, связанных с безопасностью детей в организациях образования, в том числе и у нас в стране. Об этом много пишут и говорят. Именно поэтому я говорю, что наш проект актуален.
По словам Сергея Богатырева, очень часто медиаторы необходимы в спорах не только между родителями и педагогами, педагогами и учениками, но и между самими школьниками. И речь здесь идет не просто о стандартном детском споре, конфликте или даже драке, речь идет о насилии.
— Сегодня мы все чаще слышим такой термин, как буллинг (тра́вля (жарг. бу́ллинг – англ. bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег), – отмечает Сергей Богатырев. – При этом в мире с возрастающей цифровизацией обидчики распространяют информацию жестокого, оскорбительного и унизительного содержания одним лишь нажатием на клавишу. Поэтому добавляется и еще один термин: кибербуллинг. Для казахстанских школ это тоже злободневная проблема. По результатам одного из исследований, проводимых в Казахстане, 66% детей столкнулось со школьным насилием и дискриминацией (психологическое, физическое насилие, вымогательство, оскорбления и притеснения сексуального характера, кибербуллинг и дискриминация). При этом 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% – жертвами, 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Треть детей (33%), ставших свидетелями школьного насилия, не рассказали никому о происшествии. Приведенные данные должны насторожить взрослое сообщество, соответствующие государственные службы и структуры. На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить школьной медиации как действенному инструменту в борьбе со школьным насилием и дискриминацией. Повсеместное распространение метода школьной медиации позволит максимально вовлечь несовершеннолетних в применение принципов медиативного подхода, позитивного общения, будет способствовать их социализации, развитию эмоционального интеллекта, созданию безопасной образовательной среды. Принимая во внимание все еще недостаточное распространение школьной медиации, особенно в регионах, считаем необходимым уделять данному вопросу больше внимания со стороны государства, подключать родителей, семью, общественность, активнее использовать социальные сети и другие средства массовой информации. Чем, собственно, мы и занимаемся.
Костанайские реалии
Проект «Организация деятельности центров школьной медиации» рассчитан на три года.
— Наш Фонд проблемой буллинга, конфликтологией и внедрением медиации в школах заниматься стал, конечно, раньше – в 2018 году, – продолжает Богатырев. – Два года назад в городских школах был реализован пилотный проект по внедрению медиативных технологий в общеобразовательные учреждения. Проект реализовали в пяти школах областного центра. Мы получили практические навыки по внедрению и развитию служб примирения в школах. В ноябре 2019 года по заказу Управления образования ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области» провел научно-практическую конференцию «Потенциал школьных служб медиации в концепции устойчивого развития общеобразовательной организации». В работе конференции приняли участие представители всех отделов образования регионов области, а также представители ювенальной полиции, судов. Состоялся продуктивный диалог между участниками конференции. Были озвучены мнения «за» и «против» внедрения медиативных технологий в общеобразовательные организации. Главным результатом конференции стала рекомендация Управлению образования о необходимости и своевременности медиации и примирения в школах. В прошлом году логическим продолжением наших начинаний и стал проект «Организация деятельности центров школьной медиации».
В 2020 году перед ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области» была поставлена задача создать и организовать деятельности районных и городских Центров медиации. В 2021-м проходит отбор и обучение основам медиативных технологий руководителей районных и городских Центров медиации и школьных служб медиации (примирения). В 2022 году – очередная ступень проекта «Содействие в организации деятельности школьных служб медиации (примирения)».
В проекте работают 10 территорий: города Рудный, Лисаковск, а также Мендыкаринский, Узункольский, Карабалыкский, Аулиекольский, Сарыкольский, Карасуский, Денисовский районы, район Беимбета Майлина.
— Конечно, коррективы в нашу работу внесла пандемия, многие мероприятия проходили в режиме онлайн, – отмечает Сергей Богатырев. – Нами реализованы информационно-организационный период и информационно-консультативный этап. Сейчас мы постоянно на связи с руководителями региональных филиалов нашего областного Центра школьной медиации. Готовы и используются методички по практическим рекомендациям по алгоритму создания школьных служб примирения. На базе платформы ZOOM проводятся вебинары для руководителей филиалов по конфликтологии и профессиональному выгоранию, руководители служб школьной медиации, согласно составленному графику, получили алгоритм создания и развития служб школьного примирения, а также консультационную поддержку по всем вопросам, связанных с внедрением медиативных технологий в общеобразовательных учреждениях. Регулярно проводятся и тренинги для руководителей школьных Центров медиации. То есть речь идет именно о тех людях, кто непосредственно работает в школе и ежедневно контактирует с детьми. Вы не подумайте, что это какие-то разовые занятия. В каждом районе разработан и проводится курс на протяжении пяти академических часов. Это диалог о медиации, медиаторах, специфики медиативных технологий и особенностях школьной медиации. Наш тренер Игорь Зуев, используя современные технологии, в том числе и возможности платформы ZOOM, в интересной и доступной форме раскрывает все темы. Пять сессионных занятий, посвященных школьной медиации, созданы специально для тех, кому теперь предстоит непосредственно в школах внедрять и развивать медиацию.
В беседе Сергей Богатырев выразил сожаление, что в течение года поменялось шесть руководителей региональных филиалов школьной медиации. Причин он не озвучил, но заверил, что трехгодичных проект, реализуемый Ассоциацией, будет продолжаться. И главная его цель – законная защита интересов граждан.
Кристина ГЕРАСИМОВА,
фото автора