Компьютеры получили массовое распространение не так давно с точки зрения развития технического прогресса. Но уже сейчас работать на компьютере умеют и пожилые люди, и дошкольники. Массовое применение и распространение персональных компьютеров, доступность компьютерной техники и подключения к сети Интернет, к сожалению, оказалось связанным с появлением такой проблемы, как «компьютерная зависимость»…
Но и это еще не все, в последние пять лет в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как гаджет, фейк, пранк, что на деле еще больше отдаляет современную молодежь от шумных детских площадок, совместного времяпровождения с родителями и другими важными социальными контактами, которые должны иметь место быть в период формирования личности. О «подводных камнях» виртуальной реальности, где гаджет может оказаться миной замедленного действия в руках ребенка, поговорим в этой статье.
У каждого прогрессирующего шага современности обязательно есть обратная, негативная сторона. Конечно, дети XXI века очень технологичны, они быстро схватывают информацию, умеют самостоятельно ее находить, обрабатывать и приспосабливаться к любым обстоятельствам дальнейшего развития. Но минусов, негативно влияющих на внутреннее формирование личности, много. Компьютерная и интернет-зависимость – это состояние человека, которое отличается длительным, избыточным пользованием компьютером или пребыванием в сети Интернет при отсутствии объективной необходимости к этому. Подростка тянет побыстрее попасть за компьютер, чтобы «немного» поиграть, просмотреть свою или чью-то страницу в социальной сети, проставить «лайки», «походить» по «паутине», не ища никакой конкретной информации. Также данное состояние характеризуется неспособностью своевременно и самостоятельно выйти из-за компьютера, даже если это действительно необходимо.
Существуют специальные медицинские нормы времяпровождения за компьютером, сотовым телефоном или другим цифровым гаджетом, если их соблюдать, гаджеты не оказывают значительное воздействие на психическое или физическое состояние человека, – отмечает Елена Петренко. – Для детей от пяти до семи лет – это не более получаса в сутки, ребятам 7–12 лет – рекомендуют уделять компьютеру не более часа в день, а подросткам 12–16 лет – разрешается около двух часов в день. Но это рекомендации и все мы прекрасно понимаем, что в современных реалиях – этих рамок не придерживаются. Чтобы понимать, в чем выражается компьютерная зависимость, выделю шесть основных ее типов – это игровая зависимость, навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению, возможность изменить личность, просмотр кинофильмов, но в основном очень популярных сейчас роликов, пранков в массовых социальных сетях.
Многие родители, собственно как и сами дети, не видят в данных увлечениях опасностей, пока не столкнутся с ними напрямую. Почему? Потому что и мы, взрослые, не представляем свою жизнь без средств связи, без интернета, ведь, по сути, у тебя в кармане весь мир, и для того чтобы поверить в это, не нужно даже выезжать за пределы своего города. Но давайте рассмотрим скрытые опасности в этих шести типах компьютерной зависимости. Первое – игровая зависимость. Пожалуй, для подросткового возраста одна из самых коварных форм зависимости. Сюда могут вкладываться реальные деньги, в погоне за ежедневно меняющимися «скинами» игр здесь наличие жестоких сцен и насилия могут исказить сознание, формируя в образах жестокость и вседозволенность.
Далее – веб-серфинг, своеобразное блуждание по Всемирной паутине, причем бесцельное. Один из видов последствий – это навязчивая реклама, которая будет преследовать пользователя ежедневно, достаточно просто сделать запрос в интернете один раз. Это так называемые таргетные рекламы, которые призваны заманивать людей на определенные источники. К примеру, подросток всего раз запрашивает информацию о том, где можно купить электронную сигарету, и пусть он откажется от этой идеи, но только интернет напомнит, выдавая в рекламном блоке именно этот контент.
Виртуальное общение, безусловно, самое опасное из форм компьютерной зависимости, Никогда нельзя знать наверняка, кто сидит на противоположной стороне экрана. В последние годы стали набирать популярность не только сообщества, пропагандирующие суицидальное поведение несовершеннолетних, но и вербовки различных террористических или запрещенных экстремальных групп. Направлены они на подростков с наиболее уязвимой психикой, детскими травмами. Причем взрослому человеку не составит труда выявить такого подростка из общей массы, ведь то, чем живет ребенок, свою душевную боль он выплескивает на своих же социальных страницах. И, как правило, замечают это не родители, педагоги или друзья, а агрессоры, для которых такие ситуации выгодны.
Выдать себя за другого человека, примерить на себя те качества, коими ты не обладаешь, повысить возраст, смело говорить то, что думаешь, скрываясь за фейковым ником и картинкой – все это относится к возможности изменить личность в интернете. Причем этим может пользоваться и ребенок, и недоброжелатель, который начнет общение с ребенком. Обе ситуации опасны и недопустимы. В первом случае ребенок может чем-то себя выдать, ведь интернет не самое надежное место для хранения тайн или высказываний своего мнения, экспериментов – неосторожные действия могут повлечь за собой травлю, кибербуллинг, а впоследствии и буллинг. Если смотреть со стороны недоброжелателя, то здесь не исключены формы шантажа, угроз, запугиваний, обмана, что в конечном итоге тоже выливается в критическую ситуацию.
И, наконец, самая щадящая форма зависимости. Хотя и здесь обращу ваше внимание на то, что контент, предложенный вашему ребенку, необязательно будет приемлемым, среди лайфхаков и безобидных шуток существуют такие явления, как демонстрирование жестокости в прямом эфире, выполение заданий, сопряженных с физическим или моральным насилием, которые также популярны у современной молодежи. Как психолог, я утверждаю, что компьютерная зависимость в своих симптомах похожа на любую другую зависимость, потому что она вызывает апатию, эмоциональную подавленность и проблемы с концентрацией внимания. Болезнь? Не болезнь? Могу сказать, что на сегодняшний день, официально пока это плохая привычка. Однако прослеживается четкая связь между компьютерной зависимостью и такой невротической симптоматикой, как расстройство сна, аппетита, депрессия, раздражительность, навязчивые мысли и страхи, навязчивое поведение, снижение трудоспособности.
Тревогу бьют во всем мире. Например, Китай стал одной из первых стран, признавших компьютерную зависимость реальным заболеванием. Также и Австрия признала интернет-зависимость страшной болезнью. В этой стране необходимые меры по борьбе с компьютерной зависимостью принимают на уровне главной Национальной системы здравоохранения.
Психологическую, в своей основе, компьютерную зависимость сравнивают с наркоманией – физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется очень быстро. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости. Одним из важных факторов формирования компьютерной и интернет-зависимости являются свойства характера – низкая самооценка и стрессоустойчивость, повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, неумение разрешать конфликты.
Вы поймете, что ваш ребенок зависим от компьютера или любого другого гаджета, если будут регулярно присутствовать следующие признаки:
– навязчивое желание деятельности за компьютером,
– постоянное ожидание следующего сеанса,
– утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
– нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
– пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
– отказ от общения с друзьями.
Есть также угрозы и для физического здоровья: нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки), пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит), общее истощение организма – хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что не стоит приучать детей к гаджетам слишком рано, необходимо не просто запрещать пользоваться ими, а находить достойные альтернативы в виде настольных, социальных, командных или семейных игр, а также любых других совместных видов деятельности.
Тина Мова