Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Сила слова

29 октября 2021 12:21 • 689 просмотров

В Костанае презентовали книгу знаменитого казахстанского писателя, костанайца – Акылбека ШАЯХМЕТ. Свою работу он посвятил изучению биографии и жизненного пути известных личностей Костанайской области.

— Акылбек Ахметулы, расскажите, как возникла идея написать книгу?

— Эту книгу я писал годами. Основная тема – жизнь и деятельность наших знаменитых земляков. В произведение включены не только драма про Алтынсарина, но и произведения про Шокана Уалиханова, Ильяса Омарова, Ахмета Байтурсынулы и другие.

— О чем она?

— «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Так говорил в свое время Лев Толстой. Эта книга о Слове. О слове знаменитых деятелей.

— Как долго работали над произведением?

— Материал я начал собирать еще 30 лет назад. В 1850 году в Оренбурге при пограничной комиссии была открыта школа для обучения казахских детей. Выпускники школы должны были отвечать интересам колониальной администрации. Ибрай Алтынсарин, который учился в этой школе до 1857 года, кроме законов ислама и других предметов, овладел русским, арабским, татарским и персидским языками. Из 20 учеников первого выпуска школы пятеро, среди них и Алтынсарин, были награждены похвальными листами за отличные успехи в учебе и благонравие.

Здание этой школы сохранено, силами областной организации общества «Қазақ тілі» установлена мемориальная доска на его стене. Над ее изготовлением работал известный костанайский скульптор Л. П. Белоусов.

Находясь в составе агитпоезда в Карабутакском районе Актюбинской области, где Алтынсарин открыл еще одну школу. Благодаря этому я убедился, что его слова всегда были подкреплены делами.

— Символично, что книга вышла именно в год 180-летия Алтынсарина? Это совпадение?

— Нет, это результат труда десятилетий. В начале я писал на казахском языке, произведения выходили в различных изданиях.

В произведениях поэта-­демократа, казахского просветителя Ибрая Алтынсарина (1841–1889) нашли отражения социальные изменения в жизни и быту казахского народа. Алтынсарин переводил на казахский язык рассказы Толстого и басни Крылова. В сокровищницу антологии казахской поэзии вошли его стихи, посвященные четырем временам года, и назидания будущему поколению.

Известный акын, поэт Нуржан Наушабайулы был одним из близких друзей и соратников ученого-просветителя Ибрая Алтынсарина. Немало помогал ему в организации строительства школ. В народных устах сохранялся рассказ о том, как Алтынсарин вместе с Нуржаном приезжают в качестве сватов к богатому баю, волостному правителю Карабалыкской волости Каумену. Хозяин дома говорит, что по древним традициям он ждал не одного, не двух, а целую плеяду сватов. Тогда Алтынсарин перечисляет достоинства Нуржана, мол, как батыр, борец, певец, поэт, композитор, наездник, оратор, виртуозный исполнитель на домбре и просто как грамотный человек, тот может заменить десятерых.

Они вместе побывали в г. Троицке, встретились с известным религиозным деятелем Зайнулла ишаном Расулевым. После предложения Алтынсарина на его же деньги в Троицке было построено общежитие для шакиртов медресе. Так что Алтынсарин был не только просветителем, но и крупным меценатом.

На его заповеди «Поклоняясь единому Всевышнему, давайте, дети, учиться» выросли многие поколения. До сегодняшнего дня многие считали, что И. Алтынсарин – человек обрусевший, и он был сторонником христианизации степняков. На самом деле он был сторонником русской грамоты. Поэт считал, что перед началом урока сердце и руки, ноги учителя должны быть чистыми. Как перед входом в мечеть мулла совершает омовение, так и учитель перед уроком должен придерживаться этого правила. И его слова никогда не расходились с делом.

Когда родился Ибрай, ему дали после мусульманского обряда казан имя Ибрагим. Это имя Пророка. Своих же детей он назвал: первенца Абдулла, второго сына Абдурахман – это имена двух рабов Всевышнего. Дочь он назвал Шарипа, что на арабском языке обозначает «ласковая, добрая».

Именно поэтому он написал учебное пособие, поясняющее суть исламской религии. Он и сам был глубоко верующим человеком, и почти в каждом стихотворении упоминал Аллаха, пророка Мухаммеда, в назидательных стихах объяснял значение ислама, важность соблюдения правил шариата.

Русские чиновники хотели его использовать в достижениях цели русского государства, но он служил во благо своего родного народа.

Деревья, которые он посадил, дали плоды. Его мечта сбылась…

«Сейчас дети должны перенимать всевозможные нужные профессии. Поэтому мы должны открывать ремесленные и сельскохозяйственные училища. Казахи умеют ухаживать за скотом, но в деле обработки земли слабы, не занимаются садами, огородами. Хотя казахские девушки и молодые женщины умеют валять войлок, шить одежду, парни не могут обрабатывать кожу, варить мыло, сбивать масло, обжигать кирпич. Плотницкое, кузнечное дела мало освоены. Вскоре в степь придет железная дорога, телеграф, поэтому наши дети должны знать их язык. Все лучшие знания нужно брать у других народов», – говорил Алтынсарин.

Ибрай Алтынсарин свою рукопись, которая называется «Горе киргиз», отправил вместе с переводом вице-губернатору Ильину. Он в этой рукописи дает анализ произведений акынов Туркестана, которые сочиняли стихи о горькой эпохе. Горькая эпоха – это времена правления русского государства. Еще в одном письме он горячо защищает своих земляков. «Печатные слова некоторых умнейших, что киргиз – золотарник, киргиз кровожаден, останутся навсегда только безжизненным печатным словом», – писал он.

Во время инспекторской службы Ибрай еще больше оживил учебно-просветительскую работу. В Торгайском, Иргизском, Елекском, Кустанайских уездах были открыты двуклассные русско-киргизские школы. Ибрай Алтынсарын лично помогал в снабжении этих школ книгами и учебными пособиями. Ведь не секрет, что Ибрай предложил русской системе народного просвещения новые оптимальные методы и свежие формы работы. В Омске была открыта учительская школа по подготовке преподавателей из числа казахской молодежи. Ибрай приложил много усилий, чтобы открыть ремесленные училища, готовящие необходимых специалистов для сельского хозяйства, различных отраслей художественного ремесла.

— Насколько важно сегодня пропагандировать и рассказывать молодежи о таких личностях?

— Очень важно. Ибрай Алтынсарин является Учителем с большой буквы. Он – яркое явление культурной жизни казахов XIX века. Жизнь выдающегося казахского просветителя поражает благородством и бескорыстным служением своему народу. Талантливый поэт и педагог, Алтынсарин смог в самые реакционные годы жесточайшей колонизации Казахского края организовать целую сеть народных школ. В открытых им школах свое первоначальное образование получили известные представители казахской интеллигенции. Перед смертью он завещал свое состояние на открытие в Кустанае сельскохозяйственного училища.

Екатерина ТУРБИЛОВА, фото автора