Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Наследие великого просветителя

31 октября 2021 12:13 • 3 215 просмотров

В Рудненском социально-гуманитарном колледже имени И. Алтынсарина состоялась научно-практическая конференция в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На мероприятии присутствовали профессора, кандидаты философских наук, государственные деятели и лидеры общественного мнения.

«Быть студентом Рудненского социально-гуманитарного колледжа – это носить имя Ибрая Алтынсарина в своем сердце» – в целом под таким девизом прошла научно-практическая конференция.

Участники конференции отметили огромную роль Ибрая Алтынсарина в становлении народного образования.

— Крайне значимая фигура, что оставила после себя неоценимый след в истории, – отметила в своем выступлении профессор Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова Раиса Толукбаева. – Человек с большой буквы, открыл первую народную школу, призвал жителей отдать своих детей на обучение и написал учебник на казахском языке. Вклад Ибрая Алтынсарина в просвещении очень огромный. Он один из первооснователей казахского образования.

— В этом году проходит много научных конференций, посвященных великому научному деятелю, – отметил заместитель руководителя Управления внутренней политики акимата Костанайской области Абылай-хан Какенов. – В рамках недавно прошедшей конференции обсудили, с чего начиналась система образования Казахстана и Костанайской области в частности. Отметили достижения и поговорили о планах. В этом нам помогли вузы и колледжи региона. Сегодня мы говорим о воспитательном моменте в работе с молодежью по идеям, инициативам Ибрая Алтынсарина, которые заложили основу всего воспитательного процесса в образовании страны. Программа модернизации общественного сознания одно из ярких проявлений деятельности ученого этнографа. Он изучал нашу культуру, достояние казахского народа. Пропагандировал культ знаний. Ибрай Алтынсарин переводил на казахский язык труды своих современников.

О новаторских идеях Ибрая Алтынсарина рассказал кандидат философских наук, профессор областного филиала ЧелГУ Денис Качеев.

— Ибрай Алтынсарин великий гуманист, педагог и просветитель, – говорит Денис Качеев, – который является одним из столпов программы модернизации сознания в Казахстане. Его идеи, труды ввели в основу системы воспитания и образования, стали частью этнопедагогики. Стали основой подъема национального самосознания казахского народа, который произошел в начале 20-го века. Это явилось основанием для возникновения движения «Алаш», которое стремилось к свободе и независимости казахского народа. Жизнь и деятельность Алтынсарина были очень драматичны, противоречивы. Ему пришлось пройти через много испытаний. Сейчас школы открываются легко, во времена ученого просветителя открыть школу было очень тяжело. Добиться разрешения на открытие – это полдела, нужно было еще построить саму школу, набрать в нее учеников, найти финансирование. Алтынсарин зачастую делал это за счет собственных средств. В 1860 году ему было всего 19 лет, когда он получил разрешение на открытие школы. Действительно же функционировать она стала спустя четыре года усилий просветителя. Все эти четыре года Алтынсарин ездил по аулам и уговаривал своих соотечественников отдать детей на обучение. Говорил о необходимости и важности светского образования. Несмотря на многочисленные отказы, педагог продолжал агитировать людей учиться. Даже до открытия школы, он стал обучать детей у себя дома. Просветитель был человеком своей эпохи. Кто-то считает его всего лишь проводников имперской колониальной политики, но как он мог в одиночку противостоять огромной системе. Ибрай Алтынсарин вынуждено подстраивался под требования чиновников писать учебники на русском языке. Со временем они стали популярны, но изначально ученый писал труды на казахском языке, чтобы дети обучались на родном языке. А так как школы были начальными, и дальше дети в большинстве своем нигде не продолжали получать образование, Алтынсарин старался дать больший объем знаний и предметов. Настаивал на введении в курс образования предметов старших классов: биологии, химии, физики.

Система среднего образования, которую внедрял Ибрай Алтынсарин, дала свои всходы. Его мечта – всеобщее образование казахского народа – сбылась в 20 веке. Сейчас строятся и открываются казахские школы, их наполняемость большая. Есть все необходимые учебники на государственном языке. Мечта великого гуманиста полностью сбылась в настоящее время, в период Независимости РК.

Преподаватель Рудненского гуманитарного колледжа имени И. Алтынсарина Татьяна Дубовая в своем выступлении рассказала гостям мероприятия о значении философских миниатюр великого просветителя в учебном процессе. Также преподаватель сделала акцент на важности программы модернизации общественного сознания.

— Современное общество требует от человека не только политехнизма, знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в науке, но и умения жить и сосуществовать с обществом, – отметила Татьяна Дубовая. – Основными параметрами развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности. Каждый народ в основе своего языка, мироощущения создает свою философию. Географические и ментальные особенности отразились и на характере казахской философии. Ибрай Алтынсарин оставил выдающийся след в этой сфере. В своих произведениях писатель подчеркивает мысль о том, что главное достояние это не скот и прочие материальные богатства, а знания. Духовному развитию известный общественный деятель отводит первостепенное значение, создает хрестоматию. В ней разделы с пословицами, поговорками, стихотворениями. Каждый раздел может свободно использоваться учителем во время всего учебного процесса.

Народная мудрость, переданная в трудах Алтынсарина, с годами не утратила своего значения и актуальна и сегодня.

Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора