О создании Государственной комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий рассказал член данной рабочей группы, директор Института экономики и права им. П. Чужинова КРУ им. А. Байтурсынова, кандидат исторических наук Алибек ТАБУЛДЕНОВ.
– Глава государства К.К. Токаев отметил, что политические репрессии первой половины прошлого века исковеркали судьбы миллионов людей – граждан бывшего Советского Союза.
В Казахстане были несправедливо осуждены более ста тысяч человек, около четверти из них получили смертельные приговоры.
Территория Казахстана, и северных областей в частности, наряду с Сибирью, Уралом и другими регионами была избрана местом ссылки для миллионов человек.
Полиэтничность современного Казахстана, и Кустанайской области в частности, в значительной степени обусловлена активными миграционными процессами, происходивших в республике в 30-40-х гг. ХХ века.
Одним из важных факторов этнодемографического развития Казахстана в вышеуказанный период стали депортации репрессированных народов и их последующее расселение на территории республики.
Аналогично с работой республиканской комиссии были созданы и областные. В частности, мы с коллегами-историками входим в состав данной комиссии. Одновременно сформировано несколько рабочих групп.
Я руковожу рабочей группой по сбору и изучению дополнительных данных по представителям депортированных народов.
Акцент на детали
В целом, если говорить о работе нашей рабочей группы, то основной акцент нами сделан на детальное изучение процесса депортации народов в Казахстан и их размещение в Костанайской области.
В течение этого года нами была проделана большая работа по изучению нормативных документов, регламентировавших процесс насильственного переселения народов, а также научная и справочная литература по данной проблеме.
С апреля по октябрь нами осуществлен сбор архивных материалов в Государственном архиве г. Костаная и Костанайской области, архивах городов Лисаковска, Житикары, Аулиекольского, Денисовского, Карабалыкского, Мендыгаринского, Сарыкольского, Узынкольского и Федоровского районов.
Осуществляется работа с архивными документами в архиве Управления Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры по Костанайской области. Мы скрупулезно изучаем личные дела спецпереселенцев (выселенцев) – депортированных в Кустанайскую область народов, ссыльных поселенцев, формируется электронная база данных.
Наряду с этим отрабатываются архивные документы, хранящиеся в отделах ЗАГС районов области. Изучены данные о заключении браков, рождаемости, смертности среди спецпереселенцев в 30-50-х годах ХХ века.
Удалось провести опросы и интервью с потомками репрессированных. К этой работе мы привлекаем всю общественность, включая волонтеров, для того чтобы получить максимальную информацию о том, не осталось ли забытых имен.
Также у нас есть свой телеграм-канал, где размещается вся необходимая информация https://t.me/rpr_qostanai. Сюда же могут и обратиться родственники репрессированных.
На сегодняшний день нами осуществляется сбор и анализ эмпирического материала. Работа комиссии будет продолжаться до полной реабилитации жертв политических репрессий. Здесь множество нюансов, некоторые категории людей не подлежат реабилитации, это лица, совершавшие какие-либо преступления, такие как военные или уголовные. Поэтому нам предстоит кропотливая работа по всестороннему изучению каждого личного дела или отдельного факта. После этого, собранный нами материал, списки нереабилитированных граждан будет отправляться в Проектный офис по сопровождению деятельности Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий.
Неоспоримые факты
Нашей рабочей группой были обнаружены факты, касающиеся эмиграции репрессированных. К примеру, весной 1936 года с пограничных районов Украинской ССР было насильственно выселено 36 тыс. поляков, весной 1940 г. и в начале 1941 г. из Западной Белоруссии и Западной Украины депортировано еще 60 тысяч, в 1942 г. переселены две тысячи людей из Саратовской области.
В Кустанайской области было размещено 1000 польских хозяйств, преимущественно в Мендыгаринском, Орджоникидзевском, Семиозерном, Урицком, Тарановском, Федоровском районах.
В одном только Северном Казахстане их насчитывалось около 50 тыс. человек, из них в Кустанайской – 8705 человек.
Одним из этносов, подвергшимся тотальной депортации в Казахстан в конце 30-х гг. ХХ века, стали корейцы. Численность корейцев, размещенных в Кустанайской области, составила 877 семей. В поисках лучшей доли из Мендыгаринского, Карабалыкского, Семиозерного и Федоровского районов Кустанайской области выехали практически все корейцы. Часть осела в Кустанае, пригородных колхозах, Джетыгаре в поисках работы на комбинате «Джетыгаразолото».
В 1939 г. в Кустанайской области насчитывалось 1090 корейских хозяйств, размещенных в двух колхозах.
Кроме того, одним из регионов размещения греков в Северном Казахстане стала Кустанайская область. Здесь их расселили в Комсомольском, Семиозерном, Федоровском, Урицком районах, г. Кустанай. В Федоровском районе греческое население проживало в п. Александрополь.
В Кустанайскую область также были депортированы немцыб об этом свидетельствуют данные данные переписи 1939 г. Кроме того, осенью 1943 года депортации подверглись и 2,2 тысячи калмыков. Небольшая часть калмыков была направлена в Казахстан и расселена на севере республики. В Кустанайской области на спецучете в этот период находились 20 калмыков.
Следует отметить, что чеченцы и ингуши являлись наиболее многочисленной депортированной группой, проживавшей в Казахстане, и Кустанайской области в частности, к середине 40-х годов.
Этнодемографическое развитие Северного Казахстана
Численность населения Кустанайской области с 1938 по 1939 годы увеличилась в основном за счет механического прироста. За два года оно возросло почти на 60 тыс. человек, что было обусловлено размещением корейцев, поляков, частично народов Кавказа, плановых переселенцев из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, других республик.
В результате активных миграционных процессов в 1938-1940 гг. население Казахстана возросло на 5,4 %. В четырех северных областях республики из восьми этот средний прирост был превышен: по Северо-Казахстанской области – 5,5 %, Акмолинской – 6,5 %, Кустанайской – 7,3 %, Павлодарской – 9,3 %.
Местами компактного проживания корейского населения в Кустанайской области в 40-50-е годы являлись Кустанайский, Затобольский, Федоровский, Мендыгаринский, Орджоникидзевский, Джетыгаринский, Семиозерный, Убаганский, Урицкий, Тургайский районы, а также г. Кустанай.
В Северном Казахстане были размещены в основном корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, иранцы и другие народы.
О значительной доле спецконтингента в северном регионе свидетельствовали населенные пункты, в основной своей массе состоявшие из спецпереселенцев.
Личный интерес
Считаю, что данный период истории ХХ века один из самых важных и насыщен на исторические факты и события. Еще со студенческой скамьи меня стал интересовать процесс формирования полиэтнического и мультикультурного состава населения Казахстана и нашей области в частности, появления населенных пунктов, географический названий, социально-экономическое, культурное развитие региона и вклад различных этносов в этот процесс.
Мой дедушка Баймырза с самого детства рассказывал о том, как они росли, учились, трудились, дружили с представителями депортированных народов, как принимали, помогали друг другу в сложные моменты жизни. В годы Великой Отечественной войны из каждой казахстанской и депортированной семьи уходили на фронт отцы и сыновья. Время было очень сложное и тяжелое, когда действительно закалялся как сталь характер человека, формировалось его мировоззрение, совершенствовалась культура взаимоотношений. И мне интересно понять, что помогало выжить людям в то время и в тех суровых условиях.
В сложной ситуации находились не только депортированные народы, практически все население СССР. Депортированные народы — это этносы, которые были обвинены без каких либо оснований, без доказательств, тотально и частично депортированы на сотни километров в глубь страны. Возникает вопрос, как они сумели выжить, не сломиться, и не исчезнуть с лица земли.
Изучая архивные документы, пропускаешь через себя судьбы людей, пытаешься реконструировать картину тех лет, понять, за что подвергались репрессиям те или иные личности, целые народы, почему происходили такие события. И понимаешь, что выжить людям в то непростое время помогли стойкость, мужество, поддержка, взаимопонимание, согласие, дружба и безграничная любовь к своим родным и близким.
Екатерина ТУРБИЛОВА