Раздался звонок, снимаю трубку. Милый женский голос назвался представителем службы безопасности Народного банка и проинформировал о том, что с моего приложения многократно пытались сделать заказ на кредитование в 1 млн тенге.
— Вы заказывали кредит?
— Нет.
— Точно не заказывали?
— Точно.
— Значит кто-то действительно пытался произвести мошеннические действия для получения кредита. У вас в банке депозит открыт?
— Нет и даже карта закрыта.
— А какие тогда счета у вас открыты в других банках, в Каспийском есть?
— Есть.
— А сколько у вас средств на счету?
— ?… А вам это зачем?
— Нам необходимо узнать траекторию возможных мошеннических действий, скажите, в каких банках вы имеете счета и сколько у вас средств на счете Каспийского банка? — напирал оппонент.
Подобная настойчивость представителя службы безопасности несколько насторожила:
— Давайте, я сейчас сама позвоню в службу безопасности Народного банка и выясню все подробности, может придется обратиться в полицию!
Неожиданно телефонный разговор оборвался. Трубку сбросили на том конце «провода»…
И тут до моего сознания стало медленно и верно доходить, что не «включи» я вовремя голову, все могло бы закончиться весьма плачевно…
О том, что существуют мошеннические атаки на банковские счета людей, слышала не раз, но то, что это коснется меня самой, казалось маловероятным. А ведь точно говорят, что нельзя зарекаться… После того как чуть не пострадала от действий аферистов, решила обратиться в кол-центр Халык банка на предмет возможных мошеннических действий с моим счетом. По информации оператора в данном банке, моя платежная карта была действительно закрыта, а вот счет и мобильное приложение все еще действовали. По совету работника банка, мы все же заблокировали мобильное приложение, по которому и заказывается онлайн-кредит. Также прояснили, что при совершении онлайн-кредитования подтверждение о выдаче кредита или отказе также приходит онлайн. Никаких звонков по телефону о подтверждении получения кредита ни менеджерами, а тем более представителями службы безопасности, не производится. В банке поблагодарили за совершенный звонок в кол-центр и заверили, что мое обращение будет передано для дальнейшего рассмотрения. В завершение разговора я представила номера телефонов (на фото), с которых мне звонили преступники.
Между тем социальные сети пестрят информационными материалами о подобных случаях мошенничества. Суммы причиненного ущерба населению Казахстана исчисляются миллиардами тенге.
Более десяти казахстанских банков опубликовали в СМИ совместное обращение к гражданам из-за атак мошенников и предупредили о недобросовестных схемах.
Как оказалось в моем случае, звонки от «служб безопасности банков» одни из самых распространенных видов телефонного мошеничества.
Не менее распространены звонки из «службы безопасности банка-эмитента платежной карты» о совершенной подозрительной операции или сбое в программном обеспечении, который привел к потере средств. Для восстановления счета и возврата денег якобы необходимы вышеперечисленные данные. Для защиты от подобных инцидентов рекомендуют установить определенные программы, замаскированные под известные сервисы. Но на самом деле эти утилиты отправляют мошенникам коды доступа к счетам, полностью развязывая преступникам руки.
Мошенники звонят, представляются сотрудниками банков, сообщают о возможной краже денег со счетов клиента и предлагают срочно перевести деньги на «зеркальный счет», «страховому агенту», в «страховую ячейку» и так далее. Рассылают сообщения по почте или в мессенджерах с информацией про благотворительные акции, уникальные финансовые услуги, розыгрыши призов и многое другое. Банки советуют сразу класть трубку, не вступать с мошенниками ни в какие переговоры и ни в коем случае не называть никаких личных данных или данных своих счетов и карт, особенно CVV-код с обратной стороны карты и SMS-код из сообщения банка о проведенной операции, так как весьма распространена схема воровства «на доверии». Так, телефон из объявления в интернете или СМИ о продаже любого имущества немедленно попадает в поле зрения мошенников. И владельцу звонит некий «потенциальный покупатель», готовый платить, не торгуясь, но только на карту. Для этого он просит сообщить ее номер, срок действия и даже если не удается получить весь набор информации, недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами. Подобный случай произошел недавно с нашей коллегой, которая выставила свою мебель на продажу на сайте ОЛХ. За несколько минут «доверительного общения» аферисты успели перевести с имеющегося депозита деньги на карточку и поменять ее пароль, благо, все же почуяв неладное, девушка не назвала аферистам завершающий код, который приходит SMS-сообщением. Ведь случись такое, «ушли» бы денежные накопления.
Не поддавайтесь на провокации
когда приходит сообщение или звонок об ошибочном переводе денег на счет мобильного телефона и просьба вернуть их владельцу. Могут быть даже угрозы обращения в полицию или оператору с требованием блокировки телефона.
Много людей, особенно пожилого возраста, пострадало из-за сообщений о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи. Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, крушении поезда или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или просто друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелек или счет мобильника. Были случаи, когда приходили за денежными средствами лично либо просили принести в назначенное место. Метод крайне жестокий, известны случаи инфарктов от подобных новостей. Странным является то, что эти случаи объединяет одна характерность: никто из потерпевших в тот момент почему-то не догадался позвонить ни самому родственнику, «попавшему» в беду, ни другим близким.
Сколько радости приносит сообщение о выигрыше в лотерею. Вспоминается случай, со времен, когда люди еще не знали, что такое SMS-сообщения, а пользовались услугами почты. Звонит свекровь и ликуя рассказывает, что выиграла миллион в лотерею. Узнала об этом из письма, принесенным почтальоном. Крупный выигрыш представлялся в письме уже как состоявшийся факт, но только надо было прислать денежный перевод и выкупить книгу, что и было сделано нашей родительницей весьма оперативно. Книга пришла через месяц, на английском языке, с сопроводительным письмом, что до получения вожделенного миллиона осталось сделать еще одну малость: выслать всего-то пару тысчонок на покрытие технических издержек… И они были бы высланы доверчивой свекровью, если бы не отрезвляющее вмешательство родственников.
Всеобщая цифровизация значительно облегчила «жизнь» мошенников. Им не составляет теперь труда отправить SMS с просьбой перезвонить по мобильному номеру, где ему якобы должны сообщить важную новость (о выигрыше в лотерею, проблемах с банковской картой, получении наследства). На звонок долго нет ответа, а после отключения обнаруживается, что со счета списана большая сумма. Аферисты используют возможность зарегистрировать сервис с платным звонком. Обычно подобные сервисы развлекательные и обязательно сообщают о платности в рекламе. Но мошенники этого не делают и за любой звонок по этому телефону взимают немалую плату.
Осторожность необходимо проявлять при получении коротких номеров. При заказе некой услуги абонент получает сообщение, что для ее подключения нужно отправить сообщение на короткий номер такой-то. После отправки со счета списываются деньги. Механизм тот же, короткий номер тоже можно зарегистрировать как платный и не сообщать об этом абоненту.
Много проблем приносят телефонные вирусы. Жертве приходит сообщение о том, что ей пришло сообщение в некий мессенджер и его можно получить, пройдя по ссылке. После чего в смартфон внедряется вирус, получающий полный контроль над гаджетом.
Доверяй, но проверяй!
Как проверить номер, с которого поступают звонки? В интернете существует достаточно много сервисов для того, чтобы определить если не владельца конкретного телефонного номера, то по крайней мере город или страну, откуда пришел звонок. До 40% таких сообщений производятся из-за границы, еще 40% – из мест заключения. В любом случае поможет звонок в проверенную службу безопасности или Call-центр банка, а не по указанному грабителем номеру.
Мошенник или не мошенник?
Чаще всего мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банков или правоохранительных органов. Звонящий сообщает о попытке взлома или блокировки банковской карты, подозрительных действиях в интернет-банке, пропущенном платеже по кредиту или угрозе штрафа по надуманному обвинению. На самом деле, сотрудники служб безопасности банков, как уже говорилось, никогда не звонят клиентам, а о подозрительной деятельности или других проблемах сообщают другими способами.
Получив звонок от незнакомого человека, следует обратить внимание на то, что и как он хочет вам сообщить. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертв – торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями (как в моем случае). В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего. Также мошенник может несколько раз подряд задавать жертве вопросы, на которые можно ответить только словом «да». Столкнувшись с такими вопросами, старайтесь давать другие ответы, переспрашивать или переводить тему. Если вам звонят из банка – попробуйте задать уточняющие вопросы, например, о состоянии счета или последних операциях по карте. Скорее всего, злоумышленник ничего не сможет ответить. Если вам предлагают какую-либо выплату – уточните основание, на котором она производится.
Следует помнить
Вожделенной информацией для мошенников являются секретные данные карты – трехзначный код CVC/CVV с обратной стороны, коды подтверждения из SMS, логины и пароли от интернет-банков. Настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию – для обеспечения безопасности они используют отдельные технические средства. Для отправки платежа нужен только номер карты – другие данные для этого не нужны.
Привлечь телефонного мошенника к ответственности достаточно сложно. Опытные злоумышленники тщательно заметают следы – подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, используют программы для сокрытия местоположения. Много мошенников работает из мест лишения свободы или других стран. Добраться до них и привлечь к ответственности в таком случае становится еще сложнее. Тем не менее не стоит опускать руки и считать, что добиться справедливости нельзя. Необходимо обращаться в кол-центры банков (его легко найти на лицевой части карточки), в правоохранительные органы… Но самое, главное, не терять собственную бдительность, ведь легче упредить, чем устранять последствия.
P.S.
После обращения в Call-центр Народного банка мне было прислано SMS-уведомление о подключенной услуге «Голосовая биометрия» по созданию голосовой аутентификации. Теперь при обращении в банк за услугой мой голос будет сличаться с оригиналом, что не оставит никакого шанса мошенникам для преступных действий против моего благополучия.
Жайна Махамбет