Еженедельная региональная аграрная общественно-политическая газета,
г. Костанай, ул. Тәуелсіздік, д. 83, офис 620, 54-08-30, 91-78-51 kostanay-agro@mail.ru

Мы в соцсетях

Духовные просветители

3 февраля 2022 12:30 • 793 просмотров

В наступившем году в республике будут отмечать важные даты, связанные с известными истори­ческими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры, литературы, политики и общес­твенной жизни Казахстана. Именно поэтому мы подготовили небольшую подборку этих дат.

150 лет Ахмету Байтурсынову

Ахмет Байтурсынов стал крупным реформатором в сфере образования, языка и литературы. В планах ученых, историков и общественных деятелей региона – организовать научно-познавательные экспедиции на родину сына великой степи.

Он был блестящим литератором, педагогом, лингвистом, в Казахстане почитается как «Ұлт ұстазы». Рождение Байтурсынова сравнивают с началом учебного года и перерождением казахской письменности. Он реформировал казахское письмо на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле», что в переводе означает «Новая орфография», которая до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране, России.

«Оқу құралы» («Учебное пособие», 1912) – один из первых букварей, написанных на казахском языке; до 1925 несколько раз переиздавался. «Тiл – құрал» – первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура, Байтурсыновым также написано практическое руководство для учителей «Тiл жұмсар» и учебное пособие «Баяншы».

В 1923 г. в Оренбурге и Ташкенте торжественно отмечалось 50-летие Байтурсынова. Известные деятели С. Садвакасов, С. Сейфуллин, М. Ауэзов, М. Дулатов, Е. Омаров высоко оценили его вклад в развитие науки, культуры и просвещения.

В «Литературной энциклопедии» (М., 1929) Байтурсынов отмечен как «выдающийся казахский поэт, журналист и педагог. Реформатор орфографии казахского языка и основатель теории казахской литературы».

В СССР имя Байтурсынова длительное время находилось под запретом, о нем высказывались односторонние критические суждения. В 1988 он был реабилитирован.

Сегодня в честь Байтурсынова названы улицы и школы Казахстана, Институт языкознания, университет в городе Костанай.

120 лет Габиту Мусрепову

Габит Мусрепов – писатель, литературовед, прозаик и драматург, общественный деятель. Родился 9 марта (22 марта) 1902 года в Петропавловском уезде Акмолинской области Российской империи (нынешнем ауле Жанажол Жамбылского района Северо-Казахстанской области).

Автор либретто оперы «Кыз-Жибек», поставленной еще до ВОВ на сцене Казахского оперного театра имени Абая. Драматургические произведения Мусрепова – либретто оперы «Кыз-Жибек», пьесы «Амангельды», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Трагедия поэта» заняли важное место в репертуаре казахских театров.

Ушел из жизни 31 декабря 1985 года в возрасте 83 лет. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. За трое суток до кончины Габит Махмутович надиктовал прощальное письмо, в котором завещал казахской литературе «иметь большой и чистый характер».

95 лет Серику Кирабаеву

В разные годы своей жизни Серик Кирабаев был редактором журнала «Пионер», заведующим, членом редакционной коллегии газеты «Социалистический Казахстан», которая ныне называется «Егемен Қазақстан».

С 1958 года на протяжении 30 лет работал в Казахском педагогическом институте имени Абая деканом филологического факультета, доцент, профессор, заведующий кафедрой казахской литературы, заместитель ректора института, курирующий учебную деятельность.

С 1988 по 1995 годы был директором Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова НАН РК, а в 1995-м там же стал заведующим отделом современной казахской литературы.

С 1994 года Кирабаев являлся также академиком Национальной академии наук Казахстана, параллельно преподавал в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.

Серик Кирабаев является автором около 600 научных и литературно-критических работ, среди которых 25 монографий, 15 учебников и учебных пособий.

220 лет Дулату Бабатайулы

Поэт жил в девятнадцатом столетии и именно он воспел эти тревожные исторические десятилетия. Он своими глазами видел, как царизм колонизировал казахскую землю и угнетал казахский народ, и по мере возможностей противостоял этому.

С его помощью до нас дошли стихотворные произведения Ахтамберды-жырау, поэта XVII столетия. А самое примечательное, что Дулат Бабатайулы – первый казахский поэт, стихи которого были изданы типографским способом и опубликованы книгой. Первый сборник «Өсиетнама» («Книга поучений»), подготовленный к изданию человеком по имени Сейилулы Мауликен, вышел в Казани в 1880 году. В нем собрано около восьмисот строк стихов Дулата. Наряду с этим стихи Дулата собирал человек по имени Байдильда (1839–1919), а кроме него, еще были Габбас Байдильдаулы и Шакир Абенулы, которые сохранили рукописи со стихами Дулата. Так, более 1500 строк стихов Дулата дошли до людей, став бесценным духовным наследием.

В песнях акына созданы реальные картины действительности, показаны социальные противоречия в казахской степи после ликвидации ханства, когда власть была передана султанам и волостным правителям. Дулат изображает тяжелую жизнь народа, осуждает насилие царских колонизаторов («Тегімді менің сұрасаң», «О, Сарыарқа, Сарыарқа», «Асқар таудың сәні жоқ»). В произведениях «Сүлейменге», «Бараққа», «Кеңесбайға» и другие поэт критикует действия царских чиновников, обличает их пороки.

Дулат был одним из тех людей, которые своими делами и стихами восставали против колонизации казахской земли. В стихотворении «Актан жас» он пишет о том, что земля, которую раньше казахи защитили от джунгар, теперь попала в руки к колонизаторам.

Великий Абай внимательно изучал стихи Дулата и использовал некоторые его мотивы. Например, в стихотворении «Вот и стал я волостным» использована тема Дулата «Вот смеется волостной».

Дулат ввел новую систему стихосложения в казахской поэзии – рифму «а а а б». Эту рифму принял и далее развил в своих стихах Абай.

Также он был первым поэтом в казахской поэзии, который сочинял сатиру. Дошедшие до нас четыре-пять сатирических стихотворений привнесли в казахские стихи новые формы. Его стихи «Чижик и перепелка», «Синица», «Черная ворона хочет пищи», «Парикмахер» говорят именно об этом.

120 лет Габидену Мустафину

Габиден Мустафин, писатель-академик, родился в 1902 году в Тельманском районе Карагандинской области в семье кочевника.

После окончания двух классов школы Габиден становится на путь самостоятельной трудовой жизни и занимается самообразованием.

В 1940 году Габиден Мустафин публикует свой первый роман «Жизнь или смерть», несколько лет спустя переработанный и изданный под названием «Караганда». Роман посвящен рабочему классу Казахстана, индустриализации Караганды.

Среди его трудов – роман «Миллионер», рассказывающий об укреплении и развитии колхозного строя, роман «После бури» о переменах в казахской степи после гражданской войны, автобиографическая трилогия, первая часть которой – роман «Очевидец», о предреволюционных годах в Казахстане и в эпоху гражданской войны – вышла отдельной книгой в Алма-Ате и Москве.

Его произведения переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Много лет Мустафин возглавлял писательскую организацию Казахстана, был членом ЦК Компартии Казахстана, членом Президиума правления Союза писателей Казахстана. Мустафин награжден орденами Отечественной войны II степени и Красного Знамени.