Николай Машинец родился в городе Фрунзе в Киргизской ССР в 1935 году. После окончания школы поступил в Иссык-Кульский сельскохозяйственный техникум. Полученное образование стало судьбоносным.
Прибыл в Кустанайскую область в числе первоцелинников.
— В 1955 году меня с товарищами направили в министерство совхозов Казахской ССР, на освоение целины, – вспоминает Николай Иванович. – По распределению попал в Кустанайскую область. Предложили несколько вариантов, я выбрал Покровский племсовхоз Орджоникидзевского района, сейчас это Денисовский район. Там меня назначили агрономом по целинным и залежным землям. Проработал в совхозе 13 лет, сменил несколько должностей: был главным агрономом, управляющим отделением, секретарем парторганизации. Там же я встретил свою жену. В 1968 году лично на приеме у Димаша Кунаева утвердили директором совхоза имени Тельмана Орджоникидзевского района. Там я и проработал до 1996 года.
В начале 90-х Николай Иванович удостоен звания «Лучший директор совхоза». По Казахстану такое звание получали 25 человек. В Кустанайской области лучших директоров было пять. Полученный статус позволял взять 10% совхоза в личное пользование.
— Во время освоения целины ликвидировали колхозы и на их базе формировали совхозы, – говорит Николай Иванович. – Совхоз имени Тельмана сформировали из 8 бывших колхозов, тогда их называли отделения. Сельское хозяйство было развито: птица, овцы, 8 тыс. голов КРС, 30 тыс. га ярового сева. Сдавали до 4 тыс. тонн молока. Для того времени это хорошие показатели. Все намеченные планы мы выполняли. Совхоз неоднократно награждали на выставках ВДНХ.
Директорам совхозов в те времена приходилось сталкиваться с различными трудностями, оперативно решать проблемы.
— Тогда директор был как завхоз, – говорит Николай Машинец. – Я сам ездил по республике и по Советскому Союзу, искал стройматериалы. В Тюмени, Перми, Татарстане договаривался с местными лесхозами, отправлял своих рабочих, они оттуда везли лес на тракторах и грузовых машинах, зимой и летом. Помимо древесины, приходилось искать кирпич, цемент. В области заводов-производителей не было, вот и приходилось ездить искать.
Страшные засухи
Николай Иванович также добывал корма в засушливые годы.
— В 1954 и 1975 годах засуха была возможно сильнее, чем прошлогодняя, – вспоминает первоцелинник. – В 1955 году, когда я только приехал в Кустанайскую область и начал работать агрономом в Покровском совхозе, было очень трудно. Целину еще не подняли, кругом степи, трава горит, тушить приходилось чем попало, хорошо помогали комсомольцы, бывало, что тушили майками, фуфайками. Урожай, как и сейчас, зависел от погоды и осадков, в дождливый год был хороший. Корма заготавливались на полях – выращивали кукурузу, разнотравье, вели севообороты, кормовые, зерновые. Заготавливали сенаж, силос, копали силосные ямы вместимостью до 50 тонн. Совхоз в полной мере обеспечивал себя овощами и картофелем.
На директорах лежала большая ответственность перед ЦК КПСС. Занимались организацией всего, вели стройку «хозспособом», не ждали дополнительной поддержки от государства.
И совхоз имени Тельмана процветал. Большой дом культуры, торговый дом с различными товарами, средние школы, в которых количество учеников доходило до 1200, а детские сады посещали до 400 малышей.
Вопрос дефицита кадров не стоял. Большая часть местного населения были немцы, отличные труженники и грамотные работники. В трех отделениях жили практически только немцы, высланные с Кавказа, Поволжья. Отток начался в начале 90-х, с распадом СССР и повальным развалом совхозов.
Показатели сельского хозяйства были разные, год на год не приходится.
— Сейчас добиться хороших результатов намного легче, – считает целинник. – Раньше не было такой усовершенствованной техники, орудия были простые, боронами пошкрябаешь, а культиватором толком не заделаешь. Семенного материала не было, разве что в Карабалыкской опытной станции сорт пшеницы «Акмолинка-1». В 1956 году после неурожайного 1955-го нам дали ссуду на пшеницу твердых сортов «Кубанка» и «Мелянопус», сорта невысокой урожайности. Таких качеств мукомольных, как сейчас, не было, клейковину никто не считал, даже не знали о ней. В 1956-м мы собрали хороший урожай до 20 ц/га. Приоритет отдавался пшенице, растениеводство было практически монокультурным. За пшеницу платили 10 рублей за тонну, совхоз себя окупал, а ячмень и овес государство не брало. Той же гречкой были забиты склады. Овощи были в достатке, в столовых всегда квасили капусту.
Награды
Помимо звания «лучший директор», Николай Иванович за свои заслуги и отличные показатели совхоза многократно награжден разными медалями, среди которых есть награды ВДНХ.
— У меня целая коллекция медалей и нагрудных знаков, разных мастей и лет, – говорит целинник. – Золотая, серебряная, бронзовая медали ВДНХ, два ордена Трудового Красного знамени, знаки почета, грамота от Президиума Верховного совета СССР. На выставку ВДНХ ездил часто, а попасть туда можно было только за отличные показатели. С области отбирали лучших и отправляли делегацию.
В благодарность от своих земляков, по достоинству оценивших труд первоцелинника, Николаю Ивановичу присвоили звание «Почетный гражданин Денисовского района». Наверное, одну из самых главных наград в его жизни.
В семейном альбоме бывшего руководителя совхоза имени Тельмана хранятся старые фотографии с совещаний, процесса работы. Его фотографии с механизаторами, водителями, с теми, с кем просто директор смог стать лучшим директором.
Василий ВАСИЛЬЕВ, фото автора