Выступление Президента Казахстана, посвященное концентрации богатств в одних руках, подтолкнуло жителей страны массово искать в поисковых системах интернета философа Гегеля и писателя Бабеля.
— Есть люди, которые путают Гегеля с Бабелем, не имеют специального образования, но у них огромное количество бизнеса в одних руках, – заявил Касым-Жомарт Токаев, рассуждая о казахстанских олигархах.
В данном случае к месту вспомнился старый анекдот:
«Не путайте Гоголя с Гегелем, Гегеля с Бебелем, Бебеля с Бабелем, Бабеля с кабелем, кабеля с кобелем, кобеля с хахалем, хахаля с хохолем, хохоля с Гоголем».
Ну а кто же они, эти Гегель и Бабель? Какой вклад внесли и чем запомнились в истории?
Георг Гегель – немецкий философ
Родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника. Он считается одной из самых важных фигур в немецком идеализме и одним из основоположников западной философии, чье влияние распространяется на весь спектр современных философских проблем, от эстетики до онтологии и политики, как в аналитической, так и в континентальной традиции. Достижением Гегеля была разработка отличительной формулировки идеализма, иногда называемого абсолютным идеализмом, в котором преодолевается дуализм разума и природы, субъекта и объекта. В отличие от Иммануила Канта, который считал, что субъект накладывает априорные чистые понятия рассудка на чувственные данные, Гегель полагает, что чистые понятия развернуты в самой реальности. Чистые понятия не применяются субъективно к восприятиям, напротив, вещи существуют для своего понятия. Единство понятия и реальности – это идея. Сама идея самоопределяющаяся, самодвижущаяся и целенаправленная.
Гегель также известен своей диалектической логикой, которая в основном содержится в его «Науке логики». В этой книге Гегель начинает с единства и противоположности бытия и ничто, и снятия их противоречия в противоречии наличного бытия и бесконечности. Логика продвигается вперед через противоречия и их снятие до тех пор, пока больше не остается противоречий, которые можно снять. Это и есть абсолют, который для Гегеля есть идея.
Новые социальные и политические проблемы модернизации и современности вызвали обращение к Гегелю. В 1975 году Чарльз Тэйлор в фундаментальной работе «Гегель» показал значимость идей автора для понимания таких проблем современности, как социальная разобщенность, отчуждение, понимание свободы и внутренней гармонии человека.
Гегель был одним из первых критиков современного ему индустриального общества, сформулировав связь между нарастающей машинизацией, разделением труда и социальным отчуждением. Он также первым среди философов осознал важность формирующейся тогда политической экономии как науки и, соответственно, необходимость научного осмысления проблем и последствий экономического развития.
Подробней в печатном номере газеты К-АГРО от 3 февраля.
Василий ВАСИЛЬЕВ